Калининградская область / Велотуризм | Спортивный туризм

Восточная Пруссия. Лето 2005. Велопоход Рома&Катя.

12 - 24 августа 2005 г.
4 День. Правдинск - Южный
Увеличить карту: [ 1024x1024 ]  [ 2048x2048 ] [ ОРИГИНАЛ ]
Юго-запад Калининградской обл.
До Курортного

Если проследить наш путь с востока на запад по атласу Калининградской области масштаба 1:100000, то придется листать с тридцать восьмой по сорок седьмую страницы. Между городом Нестеров, где мы сошли с поезда «Янтарь», и поселком Южный (промежуточной целью путешествия ) по прямой приблизительно 130 км, т.е. наша средняя скорость за четыре дня составила 32 км/ч.

«Сегодня мы будем дома (в поселке Южном, где живет Ромина семья)», - радостно сказали мы себе, вылезая из спальников в девять часов утра. На скорую руку вскипятили чай и умяли последние крошки - плюшки.

План такой: доедем до города Правдинск, далее сядем на рейсовый автобус до Багратионовска, а оттуда до Южного рукой подать.

К 10:20 все было упаковано по рюкзакам, и мы погнали. Через несколько километров доехали до поселка Курортное (Гросс-Вонсдорф). Озираясь по сторонам, старались найти отчетливые признаки курорта. Их не было, но все же местность вокруг была приятной. И надпись на карте «Курортное» действовало на внутренние ощущения соответствующим образом. Вокруг была уютная сельская местность. В долине виднелась река Лава, на которой рыбачили местные жители. Доехали до моста. Возле него на берегу реки увидели большое здание из красного кирпича. Оказалось, что это восстановленная немецкая гидроэлектростанция. Позднее выяснили, что она была восстановлена только в 1998 году, и теперь пополняет энергетический баланс региона.

Курортное

Остатки древней крепости тевтонских рыцарей Остатки древней крепости тевтонских рыцарей
А на другом заросшем лесом берегу увидели возвышающиеся древние развалины, похожие на остатки древней крепости. И, конечно, заинтересовались. Переехали на другой берег по мосту, поднялись к ней через небольшой лесок.

Раньше здесь находился Замок Тевтонского Ордена Гросс-Вонсдорф (GPS Krep). Сохранился насыпной вал, башня и часть крепостной стены. Площадка перед крепостью, как и все вокруг, поросла густым подлеском и высокой травой.

Про замок подробнее есть на этом сайте

От крепости стала видна другая достопримечательность, еле заметная сквозь крону высоких деревьев. И после осмотра руин Средневекового Замка мы, вдохновленные воинственным духом тевтонских рыцарей, ринулись туда через овраг, окружавший крепость. Выбравшись на другую сторону из оврага, мы увидели очень красивый, несмотря на заброшенность, трехэтажный дом, правая половина которого была увита густым плющом. Я питаю особенную слабость к таким старинным домам, поросшим вьющимися растениями. Двери не было (как и стекол и решеток в окнах), и мы решили: «Это знак гостеприимства. Дом ничейный и нам можно войти». Гуляя по дому, рисуешь в воображении картины, как великолепно могли выглядеть эти комнаты раньше, какая изысканная мебель в них стояла, кто был хозяином и хозяйкой домашнего очага. А сейчас вокруг - грязные облезлые бело-зеленые стены, в некоторых местах нет пола (ходили по балкам), вокруг кучи строительного мусора. Но сам Дом, особенно вид со второго этажа на подобное внушительное здание с круглыми часами на фасаде, нас очень вдохновил, и мы решили оставить этому дому наш Клад.

Клад состоял из 10 рублей, 950 белорусских зайчиков, железнодорожного билета Новодачная – Тимирязевская и полезной защелки от рюкзака. Всё это сокровище мы спрятали в стене (GPS Klad). Потом мы узнали, что это господский дом поместья баронов фон Шрёттер. (сравните эти фотографии дома 1996 года с нашими - 2005 года) и еще на этом сайте

Курортное - Правдинск

Сохранившийся немецкий барский особняк Сохранившийся немецкий барский особняк
В 11: 40 заставили себя выехать из этого курортного района, до чего было хорошо! Действительно, окрестности настоящий исторический курорт! У местной старушки узнали: Господский дом недавно выкупил русский немец и собирается его восстанавливать. Вроде, даже охрана там должна быть, но мы друг друга не заметили.

Мельком увидели в Луговом (Бильдервайчен) католическую кирху, проехали через лес со знаком «Осторожно, дикие животные» и прибыли в Правдинск (нем. Фридланд).

На автовокзале были в 12:30. Сначала думали, что здесь завершим первую часть веломаршрута и поедем дальше на автобусе. Но ждать предстояло целых два часа, и мы передумали. Вместо этого решили осмотреть город и окрестности, а потом дальше по шоссе на своих колесах.

Город Правдинск

У города Правдинск очень богатая история. Он был основан аж в 1312 году! Именно здесь произошла в далеком 1807 году «Битва под Фридландом», когда войска Наполеона разгромили русские полки.

Мы едем по городу. Погода стоит сказочная: ярко светит солнце в голубом небе, и дует легкий ветерок. На центральной площади бьет фонтан, а вокруг стоят аккуратненькие домики с красными крышами. Перед высоченной лютеранской кирхой Святого Георга XIV века разбит небольшой цветник, растет плакучая ива и голубые ели. Едем через город по мощеной дороге, где лежат рельсы трамвайных путей! И опять можно предположить, что последний трамвай прошел здесь шестьдесят лет назад. Возможно, даже, что это самый маленький российский город, в котором когда-то ходили трамваи.

В оперативном режиме стираем неудачные фотки с переполненной флешки на фотоаппарате и наполняем ее новыми интересными образами.

Дальше поехали смотреть Правдинскую ГЭС –3, одну из немногих гидроэлектростанций, уцелевших после войны. Через поля ведет опять же хорошо сохранившаяся мощеная дорожка, и мы доезжаем до берега водохранилища.

В 1999 г. электростанция была восстановлена «Янтарьэнерго» и сегодня мощность станции составляет 1,14 МВт. И теперь на плотину не пускают (GPS Pralava), хотя раньше там можно было прекрасно искупаться.

Правдинск - Чехово

А дальше расстояние стремительно исчезало под колесами наших велосипедов, а мы проезжали кирхи одна за другой. Как не грустно об этом писать, лютеранская кирха XV-XVI веков в Каштаново (Альменхаузен) (GPS 21), и кирха в Тишино (Абшванген) (GPS 22), стоят пустые, никому не нужные, без присмотра и постепенно разрушаются под действием времени.
Чехово - Южный

В Чехово (Удерванген) сохранились руины лютеранской Христос кирхи XVI (GPS 23). Рядом с кирхой футбольное поле, на котором ребята азартно пинают мяч. Увидев что мы интересуемся поселком, они порекомендовали нам приезжать на следующей неделе, когда будет их День Города. Трогательно.

Итак, можно сказать, финишная прямая! Немного попрыгали на разбитой, ухабистой дороге от Чехово до Южного и вот уже видны среди зеленых полей белые коробки пятиэтажек. А пониже от линии горизонта все также краснеют черепичные крыши немецких домов. Мы приехали в поселок Южный – военный городок теперь уже расформированного военного аэродрома. Немного попетляв по улицам и дорожкам, останавливаемся у железных ворот. «Приехали», - говорит мне Рома. «Прие-е-е-еха-а-али!», - кричат из дома.