Р. Бурусил - р. Бахта

Рыбаки-десантники Рыбаки-десантники
Болота продолжаются Болота продолжаются
Болота за 10 км до Бахты Болота за 10 км до Бахты
     Однажды Володя в очередной раз предупредил:
     – Впереди "ручей" и называется он Бурусил!
     Река! Душа немного сжалась. Если небольшие ручьи и речки стали такими глубокими и вызывают трудности при переправе, то что ждать от Бурусила, это самая большая и длинная река на нашем пешем переходе. О переправе через Бурусил и о событиях вокруг него стоит рассказать поподробнее.
     Метров за 800 до Бурусила я вдруг услышала спокойный мужской разговор, о чем незамедлительно сказала своим спутникам.
     – Откуда здесь люди? Это птички кричат! Тебе показалось!
     Прислушалась, в самом деле сейчас птички, но в тот момент явно были мужские голоса. И я стала настаивать на этом, но меня только высмеяли. В самом деле трудно было поверить, что здесь, в глухой тайге, где до ближайшего селения (Кузьмовка), более 80 км могут быть люди.
     Вышли в сильно заболоченную пойму Бурусила. Старые следы техники уходили вправо. Непосредственно в том месте, где к берегу подошел профиль, о переправе можно было забыть – широченный и глубокий разлив со стоячей водой, что говорило о том, что пока это не сама река. И вот здесь довольно далеко мы увидели рыбаков, гуляющих со спиннингами по берегу. Нас они не видели, и, хотя разговаривали мы достаточно громко, не слышали. Так вот чьи голоса я услышала за несколько сот метров. Возможно, там на несколько секунд возник звуковой канал или ветер дунул в нашу сторону.
     В этот разлив впадал ручей, неширокий, может, метр-полтора, но очень глубокий. Как-то переходить вброд его не хотелось, а перепрыгнуть с рюкзаками было нереально, т.к. берега его сильно заболочены с высоким кочками. Насобирали на берегу всяких старых наполовину сгнивших стволов и накидали с берега на берег, что позволило переправиться, не замочив ноги.
     Потом мы, бросив следы машин, пошли в сторону рыбаков, нам самим было очень интересно, откуда здесь люди. Когда мы вышли на берег Бурусила, нас заметили. Удивлению не было предела.
     – Как вы здесь оказались?
     – Да мы пешком от Кузьмовки пришли. На Бахту идем.
     – От Кузьмовки? На Бахту! Не верим! А, может, вы колетесь? – такие вот шуточки...
     В голову рыбаков никак не вмещался этот факт. Немного поговорили, и нас пригласили в гости, предложив переправиться. Когда наши новые знакомые поняли, что переправляться мы собираемся вброд, что никакой лодки у нас нет, нас предложили перевезти. Мы с радостью согласились. Сначала перевезли наши рюкзаки, потом по одному нас.
Переправа через Бурусил
При переправе лодку сначала проталкивали шестом вверх против течения, а потом только пересекали сам поток и то далеко сносило.
     Рыбаками оказалась компания офицеров-десантников разного возраста (от 30 до 60 лет) и звания (от майора до генералов), которых забросил сюда вертолет. У них была огромная куча вещей и продуктов. А из оружия был, кроме всего прочего, автомат. Берегитесь медведи! Как же, в тайгу идут... на два-три дня... потом по спутнику вертолет вызовут... Вот поэтому они и не представляли, что сюда можно пешком дойти, а все жизнеобеспечение вместе с катамараном помещается в вполне носимые рюкзаки. Правда, они забрасывались на устье реки Нёрака, но их вертолетчики ошиблись и высадили здесь, намного выше. Благодаря этой ошибке мы и встретились. В этот день мы дальше не пошли и воспользовались гостеприимством военных, поставив свою палатку рядом с ними. Нас накормили, напоили, а спать мы сами упали.
     На утро нашей основной задачей был поиск утерянного профиля. Вот здесь нам реально пригодился наш навигатор и путь, отмеченный на нем. Военные стояли на большой прибрежной поляне, которая плавно переходила в кочковатое болото, поросшее высоким кустарником, который сильно ограничивал видимость. Профиль хорошо просматривался только в тайге (просека), а в болоте – только старые следы машин. Вот их и предстояло найти среди этого бесконечного кустарника. Около часа мы потратили на это, а когда профиль был найден, мы были по-настоящему счастливы.
     Этот день в плане ходьбы оказался очень тяжелым. Болото, начавшееся утром, в принципе закончилось только под вечер. Мы проходили одно болото, короткая передышка на сухом пятачке и опять болото. И так без конца. И заряды дождя, следующие один за другим.
Болота за 10 км до Бахты
Когда день близился к завершению, мы, наконец-то увидели, что ставший нам родным за эти дни профиль пошел в гору, и болото временно закончилось. Карта гласила, что после этой сопки опять обширное болото. Мы решили ночевать на его границе. Когда вышли на вершинную поляну, остановились в полной растерянности. Профиль, который вел нас семь дней, а до Бахты оставалось только 8 км, вдруг закончился. А мы так все эти дни были уверены, что профиль нас выведет к реке. Вправо и влево от поляны перпендикулярно нашему профилю уходили тропинки то ли по очень старым профилям, то ли по узким заросшим просекам. Трудно было определить, что это.
     Решив, что утро вечера мудренее, остались тут на ночевку.
     Вечером проанализировали карту и чисто теоретически наметили путь в обход большого болота. Немного смущало то, что после обхода болота попадаем в горелый лес. Так по крайней мере этот участок тайги был прорисован. Но также учитывали то, что карты составлены давно, на местности все могло за эти годы измениться.
     Утром проснулись (как всегда) под стук дождя. Нам очень не хотелось уходить в тайгу без какой-то дороги в такую погоду. Начали тянуть время, зная, что до Бахты недалеко и должны успеть. Переждали дождь, вышли ближе к обеду. По тропе, уходящей влево, легко пересекли перешеек болота, который на этом участке (что очень нас удивило) был практически сухой. Несколько луж не в счет. Тропа вывела нас ещё на один профиль. Его мы видели вчера в начале подъема на последнюю сопку, он под углом пересекал наш профиль. По профилю поднялись вверх, чтобы уйти от болот, но направление его нас не устраивало, т.к. он шел почти параллельно Бахте. Об этот свидетельствовал трек, прорисовавшийся на навигаторе. На профиле следов людей и какой-нибудь тропки не было, весь завален стволами, вверху каменные развалы. На вершине решились, взяли направление по навигатору на ближайший участок Бахты и шагнули в тайгу.
     Весь путь по тайге оказался намного проще, чем по нехоженому профилю. Горелый лес был уже не виден, упавшие стволы давно ушли в землю, кругом поднялись березки, тайга местами была вообще разрежена, напоминала парк.
Через такую тайгу мы шагали напрямик к Бахте
Правда, глубокий мох не давал забывать, где мы идем. Путь к Бахте напоминал изломанную линию, т.к. приходилось что-то обходить, выбирая наиболее легкий вариант. Несколько раз пересекали заросли карликовой березки и ивняка, попадались небольшие болота. В пути собирали отборные подосиновики, пройти мимо никак не могли. В итоге их оказалось столько, что потом жарить пришлось в два приема. Недалеко от Бахты пересекли небольшой каменистый хребет и вскоре мы были на берегу.
     Все, пешая часть закончена. От Кузьмовки до Бахты дошли за 8 дней. Это быстрее, чем в вариантах с волоком от Иммокила по Кучумдеку, Бурусилу и Нёнгнедекиту, которые мы встречали в Интернете. При сухом или просто нормальном лете дойти до Бахты можно на два-три дня быстрее (как у нас и было по предварительному плану). А после выхода в свет этого отчета впервые в Интернете появится описание пути по профилю.
     Хочется отметить ещё один момент нашей пешей части. Начиная от Кузьмовки и до поляны на сопке, где закончился профиль, мы видели следы трех человек, которые прошли по профилю в этом году перед нами. Их путь был отмечен фантиками от конфет и упаковками от "Доширака". Когда мы долго не видели эти артефакты, даже начинали думать, а правильно ли мы идем. Своеобразная "путевая звезда". Если любители "Доширака" прочтут этот отчет, просим откликнуться.