Предисловие

Снова на Север. Помнится, в прошлом году в поезде Мурманск-Москва нас с напарником посещали крамольные мысли о чередовании походов на север и на юг (юг Сибири). Но ностальгия по Кольскому сделала свое дело, и уже к концу зимы 2010-ого наши думы о грядущей летней экспедиции приобрели откровенно нордический характер. Беглый взгляд на карту железных дорог России отметил тонкую ниточку, тянущуюся из Москвы в Воркуту, с ответвлением на Лабытнанги. От этой ветки и решено было плясать.

Радиус похода достаточно ясно обозначился после сложения на калькуляторе «сбережений» от весенних зарплат и разговоров на финансовые темы с уральскими забросчиками. Неумолимая логика вывела две возможности начать путешествие: дорого, быстро, практически откуда угодно; дешево, долго, много откуда. Первая возможность соответствует заброске вездеходом, вторая – пешком. При наличии большой группы соумышленников первая возможность становится менее дорогостоящей в пересчете на человека. Но в нашем случае список личного состава начинался мной и заканчивался как обычно Артемом, а вялотекущий поиск попутчиков в Инете результатов не дал. С тяжелым сердцем были отброшены Щучьи озера, не раз нехорошим словом был помянут двухнедельный отпуск. Маршрут от озера Естото по Есто-вису, Ния-ю, Большой Усе до Воркуты был забракован из-за малой протяженности, а аналогичный маршрут, но с подъемом вверх по Болшой Усе до озер Малая и Большая Хадыта и спуском по рекам Большая Хадыта и Большая Щучья наоборот пугал длительным участком бечевания или пешки против течения.

Наконец после долгого вождения пальцем по Яндекс-картам появилась мысль о пеше-водной комбинации: пос. Полярный – Большая Пайпудына – Большая Уса – Изья-шор – озера Малая и Большая Хадыта – река Большая Хадыта – Большая Щучья – Бованенковская трасса – Обская – Лабытнанги – Салехард – чемодан – самолет. Снова настал черед задушевных разговоров с забросчиками. Последние были готовы отвезти нас до брода через Пайпудыну, на Лонгот и вообще во много разных мест, но ехать куда-то вверх по Пайпудыне до ее истоков и чуть далее до излучины Усы в самом начале июля они отказывались. То ли забросчик счас мелкий пошел, то ли мы хотели слишком чистого и светлого.

Самым удаленным от Полярного поинтом оказывался брод через Пайпудыну,  туда и решено было забрасываться, а дальше ножками. В плане описания пеших участков вдоль Пайпудыны и дальше к Изья-шору и вдоль него очень помог и обнадежил отчет Александра Серкова http://sanya-serkov.narod.ru/2003pural/index.html, а также личная беседа с автором.

Зело интересовал участок Усы до впадения в нее Изья-шора, а именно его проходимость / категорийность. Пугало слово «ущелье» скупо оброненное в нескольких отчетах, но фотографии на Google-Panoramio напротив особого страха не внушали. Сидя дома, решили идти по воде, на месте, глядя на белопенный поток, зажатый в вертикальных стенках, прыгающий с порожка на порожек, решили водой не идти. Все-таки здравый смысл – вещь в походе незаменимая. Снова пригодился вышеупомянутый пешеходный отчет, а точнее воспоминания о нем и имеющаяся спутниковая карта. Несостоявшимся водникам пришлось идти на перевал, о чем мы нимало не пожалели. А далее был пеший подъем вверх по течению Изья-шора, переход через водораздел к озерам Хадыта, к началу долгожданной водной части и сплав по озерам и рекам Большая Хадыта и Большая Щучья. С выброской вообще все сложилось даже лучше, чем мы могли себе представить, но обо всем по порядку…