Северный Урал / Пешеходный туризм | Спортивный туризм

ГУХ-Кваркуш-2012, или Повесть о том, как не надо ходить в поход

23 июня - 1 июля 2012 г.
Глава пятая. От Лямпы до Кутима, или Продолжение «таежной романтики» (27 июня, среда)

Поднялись в 10:15. Погода такая же, как вчера – относительно тепло и солнечно, рядом шумит река, просто благодать… благодать до тех пор, пока не начнешь думать о предстоящем маршруте. Сварили и слопали завтрак с убойной дозой пеммикана, потом я долго зашивал башмаки, начавшие вчера рваться во всех направлениях (этот поход для них оказался последним).

Заканчиваем бытовые процедуры и начинаем собираться. Проверил ушибленную ногу – все путем, мазь сделала свое дело, боли почти нет. Пора продолжать таежные мытарства.

Переход № 1. Выход – 13:00.

Дорога, точнее, её отсутствие, ничем не отличается от последних переходов вчерашнего дня - разве что галечник встречается чаще, но сменяющий его бурелом быстро сбивает радостный настрой. Кое-как доползли до внушительных размеров острова, с которого хорошо виден покинутый нами вчера хребет (фото 33), тут и встали на отдых. Привал – 13:45.

33. Северный ГУХ с берега Лямпы
Фото 33. Лямпа-Кутимская на фоне Северного ГУХа
Смотрю в карту – так, похоже, мы в том самом месте, где западный отрог хребта подходит наиболее близко к реке. Значит, до Кутима не менее 4-5 километров, т.е. с учетом средней скорости по бурелому ползти будем полдня… правда, судя по карте, скоро должна начаться дорога вдоль реки, но судя по отчету Романтиков, этой дороги давно нет, что, впрочем, неудивительно, если учесть «возраст» генштабовской километровки.
Решаю перебраться в разведывательных целях на другой берег – вдруг там все-таки легче. Надеваю бахилы, перехожу, прохожу немного вниз по течению – ничуть не легче, крутой склон спускается прямо в болото, тянущееся вдоль реки. Смотрю опять в карту – а зачем нам подниматься на север до Кутима и потом спускаться вдоль него на опять юг, когда можно срезать напрямик? Рвануть прямо через лес на запад-северо-запад, через два двухкилометровых квадратика карты выйдем к Кутиму значительно ниже устья Лямпы и таким образом сэкономим кучу времени.
После того как Леха высказал свое одобрение, перетаскиваем рюкзаки на левый берег, снимаем «бациллы» (так я стал называть наши ОЗК-бахилы) и выдвигаемся вверх по склону увала, тянущегося вдоль реки.

Переход № 2. Выход – 15:15.
Обливаясь пОтом и отмахиваясь от слепней, поднимаемся по заваленному буреломом склону. Подъем недолгий, но из-за лезущих под ноги бревен тяжеловат. Неудобства, правда, немного компенсируются созерцанием таежных достопримечательностей – например, витиеватых выворотней с корнями, напоминающими переплетение щупалец гигантской каракатицы (фото 34). Вскоре подъем прекращается, но бурелома и жужжащих кусальщиков меньше не становится.
34. Выворотень
Фото 34. Выворотень
Привал – 16:00. Как только садимся на снятые рюкзаки, слепни начинают атаковать с удвоенной энергией, весь привал злобно отмахиваемся от кусачих гадов.

Переход № 3. Выход – 16:20.
Опять бурелом, слепни и зигзагообразный путь в обход поваленных деревов. Ладно хоть компас доставать не надо – небо безоблачное, что позволяет без проблем ориентироваться по солнцу. Замечаем, что начался небольшой спуск, а еще что стало меньше бурелома – на некоторых участках умудряемся идти по прямой, не виляя в обход лесоповала, до полусотни метров, что на предыдущем переходе было немыслимо.
Привал – 17:10. Обнаруживаю, что правая рука, которую не спрячешь в карман из-за необходимости держать палку, распухла от укусов до самой последней степени и представляет собой один здоровенный синяк (забегая вперед, скажу, что через пару дней все «рассосалось», хотя слепней меньше не стало – привык).

Переход № 4. Выход – 17:30.
Спуск продолжается, бурелома стало еще меньше, но появляются ручьи и слегка заболоченные участки – значит, река близко. За деревьями все отчетливей виден склон хребта, тянущегося вдоль правого берега Кутима, что также подтверждает близость столь желанной для нас дороги, идущей вдоль реки. Наконец видим впереди какую-то поляну, доходим до неё… ура, дорога достигнута. Привал – 18:20.
Прошли на противоположный край поляны, обнаружили там довольно широкую, но слегка заболоченную протоку, проверили направление течения – да, это Кутим. Потом я зачем-то изъявил желание сходить на разведку, дабы в точности убедиться, что это та самая дорога. Выдвинулся вдоль реки, с трудом перешел пару ручьев, потом дорога поднялась на высокий берег, с которого уже видна полноценная река – все, направление проверено, возвращаюсь обратно.
Вернулся в 19:10. Леха нашел где-то недурственный подосиновик, решили добавить его в суп. Варим, едим, отдыхаем. Последнее длится недолго, поскольку надо наверстывать упущенное время, благо белые ночи позволяют идти допоздна.

Переход № 5. Выход – 21:35.
В начале пути обнаруживаю, что левая нога идти не хочет – ступня сбита. Но идти надо, да еще и быстро, поэтому стараюсь не отставать. Протоки кончились, забрались по дороге на тот самый высокий берег, потом спустились чуть пониже и поближе к реке.
Привал - 22:20. Запись в блокноте, сделанная после этого перехода  – «хочу копыта». Да уж, они бы нам не помешали…

Переход № 6. Выход – 22:40.
Еще двадцать минут идем вдоль берега, наконец дорога сворачивает к реке и упирается в неё. Вот он, первый брод Кутима. Надеваю «бациллы» и первым иду штурмовать реку. Однако течение неслабое, да и глубина малость того… как бы не зачерпнуть. А еще вдоль противоположного берега  куча бурлящих сливов (видать, камни на дне торчат) – вот их-то я и не учел, эх, надо было босиком идти… но эта мысль приходит в голову уже после того, как очередной вал чуть не сбывает меня с ног – удержать равновесие удалось, но вот водички при этом в каждое бахило (или как оно правильно называется в единственном числе) натекло, наверно, по полведра. Громко матерясь, забегаю на спасительный берег, сбрасываю «бациллы» и с грустью взираю на мокрые насквозь башмаки. Потом смотрю на противоположный берег – ага, Леха решил перейти прямо так, в ботинках. Ну что ж, хозяин-барин, как говорится, да и мои тапки теперь хоть не в одиночестве сушиться будут.
Как только Леха достигает берега, устраиваем грандиозное издевательство над треккинговой обувью под названием «сушка у костра». Сушимся почти два часа, обсуждая при этом перспективу «где вставать». Сошлись на том, что точно не здесь – весь берег в ямах и прочих ухабах, ровных мест нет в принципе. Значит, надо идти дальше.

Переход № 7. Выход – 01:30.
Вышли на дорогу, которая теперь тянется вдоль правого берега. Прошли метров сто – и вдруг дорога опять уперлась в реку. Что за фигня? Правда, на нашем берегу смутно виднеется подобие дублера. Идем по нему и упираемся в заболоченный бурелом. Ну уж туда ночью точно не полезем. Порыскали немного по берегу, наконец нашли что-то ровное между елей, тут и встали, привал – 02:00. Естественно, ни о каком ужине речи быть не может, даже сухой паек в горло не лезет – спать, спать и еще раз спать. Отбой – 02:45.