День первый. Ох уж эти горки.

11 июня 
пос. Бердяуш - ур. Пороги - д. Романовка - пос. Сулея - д. Блиновка - Кургазакская пещера. 
65 км.
Высота: набор - 1055 м. сброс - 1165 м. 

День первый


В 7:40 по московскому времени мы прибыли на станцию посёлка городского типа Бердяуш. Хотя московское и местное время здесь совпадают, ибо посёлок находится в московском часовом поясе в отличие от остальной Челябинской области. Вот такой вот уральский часовой парадокс - http://www.ntv.ru/novosti/188660/ Поезд стоит на станции всего две минуты и за это время надо успеть выгрузить велосипеды, рюкзаки, коврики и прочий скарб. За нас болел весь вагон, а некоторые пассажиры и проводники даже посильно помогали вытаскивать наш багаж. В итоге мы, как при пожаре, эвакуировались из вагона в рекордно короткие сроки. 
Выгрузились пока горела спичка
Тут же на перроне не торопясь собрали и отрегулировали велосипеды. 
Байки собраны
И вот мы уже готовы к приключениям. Осталась лишь маленькая формальность - групповое фото на фоне вокзала.
Бердяуш вокзал
Перетаскиваем велики через пути (вокзал в Бердяуше имеет одну характерную особенность - он располагается в междупутье) и... Тут же рядом с вокзалом возле пары местных магазинов кому-то в голову приходит здравая мысль - уточнить, все ли взяли с собой кружки, миски, ложки. Оказалось не зря, двое из пяти собирались есть руками из котла. Затарились КЛМНами, водой, крупами, перекусами и т.п. Выезжаем из Бердяуша уже заметно потяжелевшие после магазина, асфальт кончается и сразу же вот оно первое испытание для ковбоев болот и прочих плоских низминностей - плечо Первой Липовой. Набор 125 м. с уклоном до 10% С непривычки на верхушку вползаем уже пешком.

Костян

Жара. А мы из другого мира.

Пока отдыхаем, Батюшка, при попытке подкачать задний аморт, обнаруживает его неисправность. Надорванная прокладка штуцера клапана постепенно травит воздух, соответственно амортизатор не держит давление. Насос высокого давления переезжает Серёге в подрамную сумку и дальше до Сулии он едет периодически подкачивая амортизатор. Проскочив первый в этом походе серпантин, выезжаем на прямую и, притормаживая, чтобы не поломать багажники тяжёлыми велоштанами на гравийке, слетаем к берегу реи Большая Сатка. 

Первые горки
Да-да, в первое время даже на такой относительно ровной дороге мы переживали за багажники и старались сильно не разгоняться, чтобы как-то снизить ударные нагрузки на багажники и гружёные велосипеды в целом. Знали бы мы тогда по каким, мягко говоря, дорогам и на каких скоростях мы будем спускаться с Иремеля. Ну да не будем забегать вперёд, скажу лишь что багажники выдержали весь поход без проблем. Кстати на этом спуске нам попалась первая уведенная нами змея. В этом году их было прямо целое нашествие, впрочем как и гнуса. А вот клещей за весь поход встретили только парочку. 
  У речки тут же был устроен фотосет 


Ну а как иначе, речка с каменистым дном и прозрачной водой. После рек с илистым дном и тёмного торфяного цвета водой это конечно впечатляет. Ну да умылись, поплескались и пора ехать, ибо мы только начали свой путь, а время уже почти обед. вскоре начался асфальт, но через какое-то время после поворота на Романовку он опять кончается. Но гравийка доставляет массу удовольствия, ведя нас через тенистый, лиственный лес в этот жаркий, летний полдень. Словно это и не автомобильная дорога, а прогулочная аллея в тихом, старинном парке. Но лес кончается так же быстро как и асфальт и на горизонте показываются дома посёлка Пороги.
 

Пороги

Урочище Пороги — памятник мирового значения. В августе 1993 года в Копенгагене комитет ЮНЕСКО по сохранению памятников истории и культуры проводил отбор исторических объектов для придания им статуса памятника международного значения. 25 стран представили кандидатов в этот почетный список, в том числе и Россия — более десятка. Список памятников международного значения из российских пополнили только три. Среди них историко-природный комплекс «Пороги».

Дорога (она же единственная здесь улица) пронизывает вытянувшейся в ущелье вдоль реки посёлок и приводит нас к старейшей действующей гидроэлектростанции. 

ГЭС Пороги

Несмотря на название посёлка, никаких речных порогов мы тут не увидели. Это и не удивительно, ведь мы опоздали примерно на сто лет. Раньше это место пользовалось дурной славой. А всё из-за того, что на этом участке русла Большой Сатки действительно были опасные пороги, на которых гибли люди. В 1908 году началось строительство  первой в России электроплавильни для производства ферросплавов. А так же для обеспечения работы плавильни была построена и запущена в 1910 году гидроэлектростанция. Благодаря постройке плотины электростанции пороги были затоплены образованным водохранилищем, а выросший здесь небольшой посёлок унаследовал название местности. ГЭС Пороги присвоен статус памятника истории культуры и истории областного значения. 
В здание машинного зала к сожалению мы попасть не смогли, так как там велись ремонтные работы.

ГЭС Пороги
Так что полазили вокруг. Спустились к плотине по водоводу. Кстати труба водовода собрана посредством заклёпок, сварные швы это уже следы современных ремонтов.

Водовод



Снизу открывается потрясающий вид на стену воды ниспадающей с плотины. Рёв водной стихии перекрывающий остальные звуки трудно описать словами.

 





Залезли в помещение бывшей электроплавильни (производство давно закрыто).  Здание в удручающем состоянии и никак не вяжется с представлениями о памятниках истории. 

Плавильный цех
Налазившись по развалинам, поднялись наверх к дороге и собрались было уже ехать, но тут обнаруживается первый прокол у Батюшки. Пока он клеил камеру и бортировал покрышку, SeRG_ant с Рустамом  разведали местный родник, а кто-то даже урвал несколько минут чтобы позагорать.

Первый прокол

Родник
На небе стало появляться всё больше облаков и хотя они пока ещё не были похожи на дождевые, запах ветра перед дождём обещал осадки лучше любого барометра. Поэтому мы напились воды из родника, наполнили всю пустую тару и пустились дальше покорять наш маршрут. Выскочив обратно из Порогов, мы свернули на дорогу к Романовке и по асфальтированной дороге с низким трафиком доехали до Сулеи. 


Это посёлок городского типа, где мы потратили некоторое количество времени чтобы найти магазин автозапчастей. Там нам посчастливилось купать несколько разных прокладок (для карбюратора и ещё чего-то) похожих по размеру на травмированную прокладку Серёгиного амортизатора. В итоге у нас получилось подобрать нужную резинку и аморт заработал как положено. По трассе выехали из Сулии и свернули на боковую асфальтовую дорогу, проехали мимо Сосновки, которая на карте обозначена длинным  поэтическим названием 7-й уч. свх. Айлинский. Тут началась грунтовка через лес, которая привала нас через пару километров в Блиновку от которой остались лишь название и руины двухэтажных домов и ещё каких-то строений. Тут опять начался асфальт, но мы, не прельстившись его комфортным ровным покрытием, свернули через километр на указателе "кемпинг Айская долина". Погода продолжала портится и уже начинал накрапывать дождик. Спустились к реке по грунтовке и, прокатившись немного по берегу, остановились на поляне недалеко от Кургазакской пещеры. 

Пещера Кургазак или Кургазакская находится на левом берегу реки Ай, ниже поселка Межевой. К берегу реки выходит лог, в правом борту которого, на расстоянии пару сотен метров и начинается пещера. Пещера Кургазакская не большая. Общая длина ходов ее составляет 357 метров. Это пещера коридорного типа и состоит из трех залов, соединенных между собой коридорами. От того пещера Кургазаская вполне доступна для любого человека без специальной подготовки.

Время было уже около шести вечера, дождик из накрапывающего плавно усилился до хорошего летнего дождя, под которым мы в рекордные сроки поставили палатки. 

Дождь


Хотя стоило его переждать, так как дождь через полчаса уже кончился. 

И дожди когда нибудь кончаются

После дождя

Видимо акация )


Оставив Рустама на хозяйстве по лагерю, мы сходили в пещеру. 

Пещера Кургазакская

Пещера Кургазакская

Полазили по Голубиному гроту, потолок которого почти весь был покрыт застывшими,  ледяными каплями.  

Пещера Кургазакская Лёд на своде
А на полу лежал снег 

Пещера Кургазакская Снег
В глубь пещеры не полезли, так как не нашли веревку. Да если честно, то не особо то и искали, так как мы после дождя ещё не высохли, а спускаться в таком виде по обледенелой стене пещеры как-то не улыбалось. Поэтому мы поспешили вернуться в лагерь, где нас уже ждал жаркий костёр и горячие макароны с тушёнкой. 

Ужин готов


Ну, чтобы все...
Знатно поужинав, все пошли прогуляться по берегу реки, полюбоваться снизу на Айские притёсы. 



Берег реки Ай

Меня же, то бишь SeRG_ant`а оставили сторожить лагерь и поддерживать костёр.

Искатели приключений вернулись уже затемно. Так завершился наш первый день похода. Получился он насыщенным на впечатления и эмоции. 

Комментарии
SeRG_ant23.11.13, 20:34
Iron Kate, таки мы не попали на Малый. 
Iron Kate, таки мы не попали на Малый. Трек оказался не на тропу. Блукать по курумам же уже не было времени. Говорят, что туда стоит идти не из-за самой вершины, а из-за вида с Малого на Большой. Когда нибудь постараюсь посмотреть :)
Iron Kate23.11.13, 17:21
Шарики рафинада;))))) 
Спасибо за ваш отчет, насыщенный и разнообразный маршрут получился! Я на Южном Урале не была, так что знаю только по рассказам друзей) ПС так какой же он, Малый Иремель?;)
Andrey_usas22.11.13, 23:44
Молодцы! С Сикияз-Тамак мы ночевали на берегу реки прямо напротив пещер, на противоположном берегу 
. А в районе Александровке мы тогда не нашли этот ручей - возможно, он высох тогда, ночевали просто в траве под березами - метров 500 недоезжая до старого моста через Юрюзань. еще хотел было посетить Г Ицыл, Аракульский шихан и Сугомакскую пещеру, но это был бы очень большой маршрут. Со стороны собственно пос. Зюраткуль озеро довольно живописное с песочком, на его фоне красуется гора Нугуш, можно было бы заехать. Но очень жаль, что Китовую пристань разобрали, хороший городок был.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Южный Урал
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Сергей Сидоров