День пятый. Заповедными тропами.

15 июня 
д. Александровка - п. Верхнеаршинский - п. Тирлянский - ур. Миселя. 
69 км. 
Высота: набор - 880 м. сброс - 840 м.

День пятый


Всё таки мы как в воду глядели - не зря завалились спать все вместе в одной палатке. Ночью разразился... мороз. Именно мороз, самый настоящий. Жаль не было с собой градусника, но корочка льда в 2-3 мм на поверхности воды говорит сама за себя. Первый раз я проснулся от холода ещё ночью, натянул термуху и флисовый костюм, после чего благополучно уснул. Когда ближе к восходу проснулся ещё раз, то с грустью отметил что надевать поверх флиски больше нечего. Ёрзать в спальнике по палатке в попытке согреться тоже оказалось малоэффективным занятием. Хорошо что все остальные ещё спали, кто его знает как они бы отреагировали на двухметровую гусеницу. Констатировав про себя тот факт, что лёгкий спальник с температурой комфорта в +15 не совсем подходит для Башкирии в июне-то месяце, я выбрался наружу с целью погреться древним проверенным способом - посредством костра. Вот такой пейзаж встретил меня на улице.

Изморозь
 
Попытка умыться тоже привнесла толику удивления.

Айс
Это туристическое мягкое ведро. Обычно стоит с водой на территории лагеря для всяческих бытовых нужд.

Первый лёд... или последний?

Мартини со льдом?
Аномалия, не иначе. Серёга в это время согревался совершенно по-другому - активно крутя из Белорецка в Тирлян. Не смотря на то, что все встали в этот раз чуть раньше благодаря бодрому утру, выехали на час позже обычного, так как пришлось сушить палатку. Сначала размораживать конечно, потом сушить :) В общем где-то в десять утра пересекли границу заповедника.
  1.   Южно-Уральский государственный природный заповедник расположен на территорииБелорецкого района Башкортостана и, частично, Челябинской области.  Заповедник расположен в центральной, наиболее высокой части Южного Урала на территории Республики Башкортостан и Челябинской области. Общая площадь 252,8 тыс. га. На территории заповедника расположены несколько горных хребтов — Машак, Зигальга, Нары,Кумардак и Ямантау. Гора Большой Ямантау, имеющая высоту 1640 м, является самой высокой горой Южного Урала. Реки — Большой Инзер, Малый Инзер, Тюльма, Юрюзань. Доступ на территорию заповедника ограничен. 
  2. Есть предположения, что заповедник был основан в целях ограничения доступа к секретным объектам, расположенным в ЗАТО городе Межгорье и на прилегающей территории.

Дорога петляя по территории заповедника, забиралась всё выше. Впрочем "дорога" для местами глубокой колеи продавленной в мягком лесном грунте - пожалуй комплимент. Набрав 140 метров подъёмов за пять километров, мы достигли полотна бывшей узкоколейки. 

Полотно бывшей узкоколейки

Вот они мы - суровые покорители заповедных лесов.


Ну или не очень суровые.


Белорецкая узкоколейная железная дорога - уникальное инженерное сооружение, построена для нужд металлургического производства в этих краях в начале прошлого века. Она, окончательно разобранная в 2007 году, находилась на одном из первых мест среди самых грандиозных объектов России Железнодорожной. 
?Невозможно в небольшом абзаце ремарки написать всё то, что хочется сказать о Белорецкой узкоколейке. О том как расцвели эти места, когда сюда пришли первые поезда-кукушки, о том как узкоколейка умирала, мучительно и долго, обо всём этом можно прочитать на любом из сайтов о Южном Урале, элементарно загуглив. Или же можно просто зайти на сайт посвящённый строительству, жизни и смерти "железки"  - http://sbchf.narod.ru/10/bjd.html Скажу лишь как велосипедист - насыпь (всё что осталось от железной дороги) очень удобна для путешествий. Так как для узкоколеек, как правило, не рубят тоннелей, не строят путепроводов, то колея прокладывается вдоль хребтов без резких наборов высот. Дорога аккуратно траверсирует склоны на пути к перевалам через горные хребты и мостам через реки в долинах. Уклоны как правило не превышают 3% и въезжается в них даже на гружёном веле довольно бодро. Катили мы вниз по насыпи к мосту через Юрюзань почти как по асфальту. Иногда правда приходилось притормаживать в местах, где поперёк дороги лежали трубы, через которые текли ручьи. Путь нам пересекали бурундуки, рядом из кустов взлетали птицы, как мы договорились считать - тетерева :) И даже один раз мелькнул, скрываясь за кустами, лисий хвост. Может оно и к лучшему, что в заповедники ограничивают доступ всех поголовно. 
Так наслаждаясь не то чтобы нетронутой, но малопосещаемой хомо сапиенсом природой, мы доехали до развалин бывшей станции Юрюзань.

Станция Юрюзань
Последние исчезающие следы железной дороги. Сразу за станцией сгоревший мост через ручей, тут соответственно ездят вброд, благо не глубоко.

Сгоревший мост.
А вот мост через Юрюзань пока ещё сохранился.

Мост через Юрюзань

Мост через Юрюзань
На подъезде к мосту издалека послышалось урчание мотора. Это лесники спешили сообщить нам, что необходимо оформить пропуск для проезда через заповедник. Договорились, что лесничий будет ждать нас на выезде из заповедника или уже в Арше, и мы, проводив взглядом удаляющийся УАЗик, поехали дальше. Отсюда дорога постепенно забирала вверх к перевалу. Кто-то называет этот перевал "Чёртовыми воротами", кто-то спорит, аргументируя свои возражения тем, что уже есть перевал "Ворота" через этот же хребет чуть севернее на дороге Александровка - Николаевка. На некоторых картах это место называется просто урочище Арша. Но как бы там ни было дорога очень приятная и доставляет массу удовольствия. 


От реки до перевала примерно 11 км и набор высоты 220 метров. Проехали мы их за полтора часа. Чуть не доезжая перевальной точки находится большой красивый курумник. 

Курумник


Курумник возле перевала
Как рассказывал лесничий - многие просятся пропустить только для того, чтобы тут сфотографироваться. Где-то здесь, кстати, мы его и встретили, оформив проезд через закрытую территорию. Весь путь через заповедник у нас занял всего три часа. Можно было конечно побыть тут подольше, пофоткать, да и просто остановиться без костра, подышать природой. Но мы должны подхватить в Тирляне Батюшку, где он был на тот момент совершенно неизвестно и узнать не было никакой возможности, так как антенн операторов сотовой связи  в заповедниках как-то ставить не принято. Поэтому мы поспешили дальше, благо дальнейший путь до самого Тирляна нам предстоял преимущественно с небольшим уклоном вниз всё по той же насыпи бывшей узкоколейки. Через 25  минут (около 14:00) и шести километров грунтовки мы въезжали в Верхнеаршинск. Так написано на картах, местные же называют его просто - Арша. 

Арша (Верхнеаршинск)

Этот небольшой посёлок строился для разработки карьеров руд цветных металлов, в частности свинца. Но рудник закрыли, теперь тут работает лишь пихтоварка. Но самое важное для нас - тут работает магазин, возле которого мы и устроили обед.

Магазин в Арше
На обед у нас ушёл ровно час, прям согласно трудового кодекса. И эти люди называли меня узурпатором и злым Сусанином.  Дальнейший путь ничего выдающегося не представлял, довольно таки приятная грунтовка.

Насыпь бывшей узкоколейки

Узкоколейка

Узкоколейка
Разве что брод через Аршу внёс разнообразие.

Брод через Аршу
Хотя там и можно проехать по полуразрушенному мосту, но мы уже как-то больше привыкли к бродам. 
В пять часов мы въехали в Тирлян или если официально, то посёлок Тирлянский. Посёлок с очень интересной и местами трагичной историей. Подробнее можно почитать вот на этом сайте http://tirlyan.magnitogorsk.org/index13.php Встретили у почты блудного Серегу.То ли день был слишком жарким, то ли дорога пыльной, но к этому времени мы уже малёха устали. Предложение остановиться в у Леонида в туристском приюте было встречено на ура особо замаянными туристами. Но мы ещё не испили свою чашу до дна на сегодня - Леонида дома никого не оказалось и мы покатили в магазин. Затарились провиантом на вечер и завтрак и двинули в сторону Миселей с целью встать где нить неподалёку на ночёвку. 

Красота

Самое интересное - не смотря на усталость, нам все места были не по фен шую - то берег неудобный, то к дороге близко, то место низко. А ещё Батюшка развлекал нас своими рассказами о том как он катал по Челебянску, ехал своим ходом в Тирлян в самый настоящий мороз и это в июне! А уже нынешним днём, когда он пытался просушить снарягу в пойме речки Тирлян, на него сагрился молодой бык. 

Буйный бык

Может он на лисапете хотел прокатиться, но у него как-то не очень получилось, да и спальник на вкус не понравился. За это он насажал Серёге на вел восьмёрок и был таков. Так, за разговорами, мы незаметно (если не считать пару истерик) добрались до Миселей, уже ближе к девяти вечера. 
По дороге проблем доставил лишь брод через ручей, который раньше проезжался без проблем. Его размослали до безобразия. 

Когда тут был ручей

Сейчас же в эти края добрались лесозаготовители и разбили лесовозами всю дорогу, а какая это была живописная грунтовка.
Сейчас Миселя называют то кордоном, то урочищем.

Миселя

 А когда-то это была деревня, здесь было водохранилище с плотиной. Сейчас ни того, ни другого. Стоит один дом, из которого обитаема только половина. Хозяин посоветовал не шибко шастать в прибрежных кустах, а ходить на речку по тропе, так как в это лето змей как грязи.  Мы перешли по тропинке полянку и зачалились на уже традиционной для этого места стоянке. Первым делом пока не остыли, залезли в реку. Всё таки купаться, в смысле не поплавать, а именно купаться в плане помыться, на закате в горной речке, одно удовольствие. Не купаться - другое. Но костёр и горячий ужин быстро поправили эту маленькую неудобность.

Стоянка

Вот тут мы, а вот тут враги.

Хорошо сидим




Комментарии
SeRG_ant23.11.13, 20:34
Iron Kate, таки мы не попали на Малый. 
Iron Kate, таки мы не попали на Малый. Трек оказался не на тропу. Блукать по курумам же уже не было времени. Говорят, что туда стоит идти не из-за самой вершины, а из-за вида с Малого на Большой. Когда нибудь постараюсь посмотреть :)
Iron Kate23.11.13, 17:21
Шарики рафинада;))))) 
Спасибо за ваш отчет, насыщенный и разнообразный маршрут получился! Я на Южном Урале не была, так что знаю только по рассказам друзей) ПС так какой же он, Малый Иремель?;)
Andrey_usas22.11.13, 23:44
Молодцы! С Сикияз-Тамак мы ночевали на берегу реки прямо напротив пещер, на противоположном берегу 
. А в районе Александровке мы тогда не нашли этот ручей - возможно, он высох тогда, ночевали просто в траве под березами - метров 500 недоезжая до старого моста через Юрюзань. еще хотел было посетить Г Ицыл, Аракульский шихан и Сугомакскую пещеру, но это был бы очень большой маршрут. Со стороны собственно пос. Зюраткуль озеро довольно живописное с песочком, на его фоне красуется гора Нугуш, можно было бы заехать. Но очень жаль, что Китовую пристань разобрали, хороший городок был.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Южный Урал
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Сергей Сидоров