Сложный велопоход первопрохождение по Центральному Алтаю.
Нитка маршрута
Бийск – Красногорское – Карагайка – Ивановка – Тайна – Киска – Чоя – Артыбаш – оз.Телецкое (катер) – Балыкча – пер. Катуярык – Балыктуюль – Улаган – пер.Улаганский – Акташ – Иня – Инегень – Тюнгур – пер. Кузуяк – р.Аккем – пер.Ярлу-Боч – пер. Сулу-Боч – р. Сулуайры – пер. Бартулдак – р. Бартулдак – р. Аргут – р.Иедыгем – Узун-Бом – Карагемский прорыв – Джазатор – Чуйская степь – Тархата – Ортолык – Курай – Акташ (1046 км)
 
Общая идея похода, его организация и подготовка

Общая идея похода.

Основной идеей похода было пересечь Алтай с севера на юг от предгорий в районе Красногорского до предмонгольских плато в районе Джазатора. При разработке маршрута мы стремились, с одной стороны, максимально близко пройти мимо района горы Белуха, с другой стороны, хотели выбрать максимально простой маршрут, который можно пройти с велосипедом. Для реализации этой идеи предстояло пройти с велосипедами от Тюнгура до Джазатора через наиболее высокогорную часть Алтая. Насколько нам известно, этого пока не делал никто.

Анализ известной информации по пройденным маршрутам, выбор нитки нашего маршрута.

Алтай является популярным для велотуризма районом. На сегодня известны десятки пройденных здесь велосипедных маршрутов [1 - 34]. Большинство из них в той или иной степени привязаны к так называемому «золотому кольцу Алтая» (или "Алтайской кругосветке"). Наиболее подробное описание такого маршрута приведено в [34].

Основная часть маршрута начинается в пос. Артыбаш на северной оконечности Телецкого озера. Чаще всего туда велотуристы добираются своим ходом из Бийска по Чуйскому тракту до Горно-Алтайска, затем по асфальту через Чою до моста через р. Бия и далее вдоль правого берега до Артыбаша. При этом почему-то велотуристы не используют вариант подъезда через с. Красногорское - дер. Тайна - дер. Киска до Чои. На картах здесь обозначена грунтовая дорога через лес. В 2005 году группа велотуристов [28] пыталась проехать этот участок, но местные жители убедили их, что дорога заросла и проехать там невозможно. Велотуристы повернули обратно на Чуйский тракт. В [39] приведена нитка маршрута (рук. Фесенко А.П., 1999), проходящего через участок Красногорское – Тайна – Чоя. Но пройден ли он и как пройден – не известно, никаких упоминаний о существовании отчета. Больше никакой информации по этому участку у нас не было. Поэтому мы рассматривали два варианта начала маршрута. Первый - из Горно-Алтайска и второй, более интересный, из Бийска через с. Красногорское. Но второй возможен только в том случае, если мы получим информацию от местных жителей о возможности преодоления этого участка

Маршрут от Артыбаша через Улаган, Акташ, Инегень до Тюнгура достаточно подробно описан во многих отчетах и вопросов по нему нет. В Тюнгуре обычно велотуристы делают пешеходную радиалку к перевалу Каратюрек. К одной из основных намеченных точек маршрута - Аккемскому озеру есть два основных пути.Первый - вдоль р. Кучерла, где вначале есть неплохая дорога, далее через перевал Каратюрек. Второй - через сравнительно невысокий перевал Кузуяк и далее по тропе вдоль р. Аккем. В первом случае основная сложность связана с переносом велосипедов через пер. Каратюрек, во втором - с движением по Аккемской тропе с многочисленными упавшими деревьями, выступающими камнями и кореньями, участками курумника. Мы выбрали второй вариант. При этом мы предполагали не доходя до Аккемского озера переправиться через Аккем в районе водопада Текелю, посмотреть водопад и попытаться подняться на крутой лесистый склон правого берега реки Аккем, чтобы потом проще выйти к перевалу Ярлу-Боч.

Аккемская тропа, район Аккемского озера, ущелья Ярлу хорошо и подробно описаны во многих пешеходных отчетах, вопросов по передвижению на этом участке нет.

Дальше движение к р. Аргут возможно двумя основными маршрутами. Первый - через перевалы Сулу-Боч и Бартулдак, вдоль рек Сулуайры и Бартулдак и далее вверх по р. Аргут. Второй из рассматриваемых вариантов проходил через верховья р. Текелю, перевал Менсу и далее вдоль реки Иедыгем до р. Аргут. Мы предпочли первый путь, как более простой, поскольку второй предполагал передвижение по ледникам и моренам. Но простота первого пути не очень понятная. Как показал анализ отчетов, туристы-пешеходники редко проходят по выбранному нами маршруту вдоль рек Сулуайры и Бартулдак. Они предпочитают идти вдоль р. Иедыгем и через ледник Менсу. Это определило дополнительные сложности – отсутствие троп на отдельных участках и отсутствие технических описаний участка от Аккемского озера до Аргута. Фактически единственным было художественное описание путешествия [81], из которого сложно было изъять полезную информацию.

Мы предполагали двигаться вдоль Аргута через Карагемский прорыв до поселка Джазатор, который находится южнее Алтайских хребтов и часто используется пешими и водными туристами для организации забросок. Там есть вполне велосипедные дороги. Но, как это ни удивительно, велосипедисты там бывают редко. Из велопоходов известен только поход под рук. Клементьева А.В. [5], совершенный 16 лет назад. Джазатор также входит в упомянутую выше нитку маршрута [39] (1999), но опять же, никакой информации об отчете или прохождении маршрута. Еще полезен для нас отчет о походе под рук. Анохона А.А. [9], но он проходил через Казахстан и с нашим маршрутом совпадает лишь в районе р. Тархаты и Чуйской степи.

После Джазатора наш маршрут огибает Южно-Чуйский хребет, проходит вдоль границы с Монголией и пересекает Чуйскую степь.

Из изученного материала следовало, что на маршруте от Тюнгура до Кош-Агача нас ждало порядка 150 км троп и бездорожья, где велосипед в лучшем случае придется катить, а скорее всего – нести. Мы были к этому готовы.

Близость границы с Монголией и Казахстаном предопределяла то, что наш маршрут может проходить через погранзону. Но точной информации о том, где же находится погранзона мы узнать не смогли. Из недавно изданной книги А.Лебедева следовало, что разрешение на передвижение в погранзоне необходимо получить, если ехать в Джазатор из Кош-Агача. А в обратном направлении, вроде бы разрешение не требуется. По некоторой информации из интернета разрешение на передвижение в погранзоне выдается в погранотряде в Акташе. По другим данным такое разрешение можно получить на любой погранзаставе, причем, вроде бы намного быстрее, чем в Акташе. С учетом всего этого мы кроме маршнутных документов взяли с собой рекомендательные письма от турклуба и областной федерации туризма в надежде решить все вопросы с разрешением на месте. Если где либо мы столкнемся с запретом на передвижение, значит прийдется изменять маршрут.

Изначально также рассматривался вариант выхода из Чуйской степи через пер.Шапшальский в Тыву и окончания маршрута в Ак-Довураке. Но на это мы рассчитывали только при очень благоприятных условиях.


Варианты подъезда и отъезда.

Подъезд к начальному пункту маршрута г. Горно-Алтайск осуществляется поездами № 60 Одесса – Харьков, № 53 Харьков – Владивосток (до Новосибирска) и Новосибирск – Бийск. Далее до Горно-Алтайска можно доехать автобусом.

Отъезд предполагалось осуществлять поездом или автобусом в Новосибирск, и далее поездом. Прямого поезда из Новосибирска в Одессу нет, поэтому предполагалось осуществить пересадку в одном из городов: Уфа, Харьков, Джанкой. В первом случае любым поездом следует доехать до Уфы и далее поездом № 271 Уфа – Одесса. Во втором случае поездом Владивосток – Харьков следует доехать до Харькова и далее поездом Харьков – Одесса. В третьем случае одним из поездов на Симферополь следует доехать до Джанкоя и далее – поездом № 650 Симферополь – Одесса.


Аварийные выходы с маршрута, его запасные варианты

В случае аварийного выхода с маршрута следует своим ходом или с помощью местных жителей выбираться на Чуйский тракт где автотранспортом можно доехать до Горно-Алтайска.

Запасные варианты также связаны с выходом на Чуйский тракт и продолжением маршрута по этому тракту


Изменения маршрута и их причины

Маршрут в основном пройден по заявленному основному варианту. Изменения произведены в следующих местах:

1. Из-за небольших проблем с транспортом маршрут начат не из Горно-Алтайска, а несколько ранее – из Бийска по запасному варианту через Красногорское до Чои.

2. На погранзаставе перед выездом в Чуйскую степь произошло недоразумение, в результате которого составлены протоколы по факту нашего пребывания в погранзоне без пропусков. При дальнейшем движении по запланированному маршруту мы могли снова попасть в погранзону (мы так и не смогли выяснить, где же находятся границы погранзоны, чтобы туда снова случайно не заехать в условиях полного отсутствия каких либо информирующих знаков). Повторное попадание в погранзону без соответствующего разрешения могло иметь более серьезные последствия. Кроме того, из-за погодных условий и отсутствия троп на маршруте наметилось значительное отставание от графика. По этим причинам из Чуйской степи решено было не идти через Шапшальский перевал, а продолжить маршрут по Чуйскому тракту до Акташа, откуда уехать автотранспортом в Горно-Алтайск.

Комментарии
Guest03.11.12, 20:59
Молодца! 
Очень сложный маршрут, отличное самообладание! Удачи во всех начинаниях!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5
Ссылка: