Пеше-водный поход по Восточному Саяну: от поселка Тугач пеший переход в район реки Орзагай с желанием посетить Медвежье озеро, но в связи с тем, что в районе резко наступила зима выход к людям по рекам Малый Агул и Агул (сплав на катамаране) до д. Новомариновка
Предисловие
Вступление

«Тофалария! Замечательная, прекрасная и таинственная горно-таёжная страна, затерянная в глубинах Восточного Саяна. Край диких и суровых горных хребтов, созданных глубинными силами земли по неведомым нам законам. Край труднопроходимой тайги, где деревья умирают от старости, а столетние, в несколько обхватов кедры, могут укрыть от непогоды под своими ветвями путника. Край звериных троп и кристально чистых рек и ручьёв. Здесь легко можно встретить медведя или изюбря, но трудно человека.

Сергей Карпухин.»

Участники:

Китаева Вера Александровна
Китаев Владимир Валентинович

Впервые собравшись в Саяны, мы захотели побывать в одном из самых глухих и интересных мест этого района - Кизир-Орзагайском горном узле, неповторимом по красоте крае с его дикой природой и величественными горными панорамами. На выбор района повлияла книга Г.А.Федосеева «Мы идем по Восточному Саяну». Вот несколько выписок из неё:
     «…Против нас чудовищными взмахами земли застыли вершины Фигуристых белков. Все там изломано, перепутано или выброшено высоко, в виде конусов, столбов и длинных извилистых гребней …
     …Взор привлекает Орзагайская группа гольцов, нагромождениями скал и расчлененностью рельефа. Особенно красивы здесь белые, как снег, мраморные горы, упирающиеся вершинами в синь неба…
     … В пятнадцати километрах от нас был виден пик Грандиозный... Пик производит грандиозное впечатление своим внешним обликом, высотою, поднимаясь на 400 - 500 и более метров над окружающими его вершинами. Этот пик принято считать главной вершиной центральной части Восточного Саяна…
     …Несомненно, все, что лежит южнее Канского белогорья и прорезается реками Кинзилюком, Кизиром и их многочисленными притоками, является еще нетронутым уголком Сибири…
     …На всем нашем пути от Кинзилюка мы не видели следов пребывания здесь человека - ни порубки, ни остатков костров. Окружающая нас природа носила ясный отпечаток своей первобытности. Обитателями этого уединенного уголка гор являются маралы, сокжои, медведи. Их следы и лежки всюду попадались на глаза. Часто мы видели и самих зверей... Кажется, задержал бы вечер и вечно любовался пейзажем Восточного Саяна, до того он прекрасен в непосредственной близости...»
     Итак, цель выбрана. Это долина Орзагая, озеро Медвежье, Кинзелюкский водопад (один из самых высоких в России), беломраморные горы 2-й Фомкиной речки и сплав по реке Кизир.
     Выбрано и время путешествия – сентябрь. Отлично понимая, что при путешествии осенью могут появиться всякие непредвиденные обстоятельства как природного, так и субъективного плана, было разработано кроме основного маршрута несколько запасных вариантов, упрощающих поход, в т.ч.:
     сплав по реке Кан;
     сплав по рекам Орзагай, Малый Агул, Агул;
     сплав от озера Агульское по Большому Агулу и Агулу;
    также были предусмотрены мелкие изменения внутри пешеходной части маршрута и разные варианты начала сплава по реке Кизир.
     Это позволяло уже в самом походе принимать решения в зависимости от сложившихся обстоятельств. Время путешествия без дороги планировалось до 30 дней. Впрочем, мы могли и задержаться, поэтому, чтобы не торопить себя в походе, заранее обратные билеты не покупали.
     Первое, что нам предстояло решить, отправившись в Саяны, как добраться в выбранный район, который остается (к радости путешественников) до сих пор весьма труднодоступным. По разным соображениям отбросили варианты заброски с помощью авиации или на моторной лодке. Выбрали путь пешком для того, чтобы лучше понять Саяны и прочувствовать их дух. После изучения немногочисленных отчетов в Интернете по этому району, мы поняли, что однозначного пути вглубь Саян нет.
     Раньше большинство групп добирались через поселок Верхняя Гутара, куда прилетали на самолете местных авиалиний, если повезёт, или заказывали самолет. После развала Союза авиасообщение стало крайне нерегулярным, цены резко выросли (например, заброска на вертолете МИ-8 в 2009 году от Нижнеудинска до Верхней Гутары составляла 167500р), и туристы начали искать другие пути подъезда. В последние годы стал популярным заезд через поселок Агинское.
     По данным из отчетов в Агинское добирались разными вариантами:
     от Красноярска - на рейсовом автобусе;
     от ж/д станции Уяр пешком шесть километров до автостанции с подсадкой на автобус из Красноярска;
     от ж/д станции Заозерный на заказанной машине.
     Мы для себя выбрали первый вариант, как наиболее приемлемый и наименее трудоемкий для нас. Тем более, что проезд на одинаковое расстояние на автобусе и поезде в этом году в Красноярском крае стоил примерно одинаково.
     От Агинского почти все доезжали до поселка Орьё и далее до реки Кулижа. Это позволяло наиболее глубоко заброситься внутрь Саян, но потом путь у этих групп проходил по Пезинскому и Канскому Белогорью по слабым тропам и бездорожью с многочисленными перевалами и переправами через реки.
     И только в одном рассказе, который напечатан в «Живом Журнале» (автор art_error), мы встретили вариант заезда через посёлок Тугач. И далее по дороге на базу геологов на реке Кингаш. Из этого же отчета мы узнали, что в последнее время вместо тропы по Идарскому Белогорью геологами проложена дорога, что значительно облегчает путь вглубь Саян. Так для себя мы выбрали путь по Идарскому Белогорью. От Тугача до озера Медвежье дальше, чем из Орьё, но, большая часть этого пути приходится на дорогу до бывшего поселка Тукша.
     Добраться до базы на Кингаше можно также и из Орьё, по карте прорисована дорога. Этот момент, каким вариантом добираться до Кингаша, мы решили выяснить на месте, надеясь получить дополнительную информацию.