К Большой Неготе. 13 - 15 сентября

Обед в долине ручья Прижимчик Обед в долине ручья Прижимчик
В долине Снежной Тукши В долине Снежной Тукши
     13.09

От бывшего посёлка Тукша до Большой Неготы (и далее до Медвежьего озера), на нашей карте, составленной ещё в восьмидесятых годах прошлого века, нарисована тропа. Она проходит через ручей Прижимчик на стрелку рек Снежной и Поперечной Тукши. Именно по ней, по сведениям из отчетов, и ходило большинство групп. В это же место (на стрелку) можно выйти и по долинам рек Тукши и Снежной Тукши. Но этот путь длиннее, троп здесь не нарисовано, да и у нас не было сообщений о таком варианте прохождения. Мы не знали, сохранилась ли тропа, но все, же запланировали идти по более короткому пути. Наша первая задача – перевалить через отрог на ручей Прижимчик.
     Запланированный ранний выход сорвался из-за непрекращающегося дождя. Хотя мы его не боимся, но так хочется выйти посуху. Наши соседи-рыбаки уже уехали домой, а мы всё тянем. Наконец, характер облаков изменился: в сплошной серой тяжёлой облачности начались просветы, временами дождь ослабевал и иногда даже прекращался. Выбрав именно такой момент, мы покинули гостеприимную баньку.
     Теперь нам предстояло идти по тропам, если они будут, и бездорожью.
     Из разговоров с рыбаками мы немного узнали о предстоящем пути, о долинах рек, только их знания были несколько специфичны: они там были зимой на снегоходах. Когда они говорили: «Там долины открытые, всё проходимо», для нас означало: болото, берёзка и прочие «радости» незанятых тайгой участков.
     Машины накатали дорогу вверх по долине реки Тукша. Её мы видели со склонов, когда подходили к посёлку. По ней мы и начали свой путь. Через несколько сотен метров дорога привела нас к броду через реку. В этом месте Тукша неглубокая, каменистая, с быстрым течением. Переправа не составила особых трудностей. Чтобы не мочить одежду и не гулять потом в мокрой, мы по примеру последних наших походов сняли штаны, оставшись только в сапогах, и те без стелек (тоже убрали). Перешли один рукав Тукши, потом другой. Вода ледяная, но мы к такому временному переохлаждению были морально готовы.
     А далее произошёл немного курьёзный случай. Рюкзаки сброшены на пригорок. Я достаю свою одежду и начинаю быстро одеваться. Володя в растерянности: «А где мои брюки, носки…?» Обычно мы снятую одежду в рюкзаки не убираем, она висит сверху, прижатая ремнями. У меня всё на месте, у него на рюкзаке ничего нет. Я лихорадочно вспоминаю каждый метр переправы. Я шла сзади, у Володи ничего не падало, я бы увидела. Тем временем Володя решительно шагает обратно в реку и скрывается за поворотом.
     Я успела полностью одеться и даже ноги начали уже согреваться, когда он появился, бережно неся в руках кулёк.
     – Лежал себе на травке, аккуратно свёрнутый… Как я мог его забыть?
     – Одевайся быстрее! Ноги, наверно, совсем ничего не чувствуют?
     – Чтобы я делал, если бы потерял эти драгоценные штаны? Сразу две пары! У меня ведь остались только гамаши из комплекта термобелья.
     – Я бы поделилась…
     – Так делиться особо нечем, а впереди основной поход.
     Но на этом наша переправа ещё не закончилась. Немного прошли вперёд, и вот перед нами третий рукав Тукши. Кто его ждал? А тут ещё резко потемнело, дождь с минуты на минуту хлынет. Прикинули: рукав мелкий, небольшой, авось, длины сапог хватит. Хватило на пределе, если выходить не на дорогу, а справа прямо в куст шагнуть. Именно на этом последнем шаге и начался дождь. Надели на себя полиэтиленовые дождевики и продолжили путь, внимательно смотря вправо на склон. Где-то здесь по широкому распадку (по словам рыбаков) они переваливают через отрог на ручей Прижимчик, да и тропа на карте нарисована. На местности ещё найти бы… Склон весь зарос густой карликовой берёзкой, продираться по ней крайне трудно, очень нужна тропа.
     Мы продолжаем под дождём идти вдоль Тукши по разбитой и раскисшей дороге, идущей на этом участке по болоту, вернее рядом с ней, потому что в колеях непролазная топкая грязь, а глаза всё изучают склон. Плотная берёзка без следа скрыла тропу. Надо подрезать склон с надеждой выйти на неё. Только морально очень тяжело бросить дорогу. Обсудили, далеко ли вдоль реки идёт она, а вдруг по долинам прямо до стрелки? Мы в растерянности продолжали идти вперёд. Наконец, окончательно поняли, что распадок позади и надо что-то предпринимать, на что-то решаться. Оглянувшись в очередной раз назад на склон, мы увидели старый весь заросший след вездехода, ставший заметным из этой точки, наискосок идущий по распадку. Это всё решило: мы оставили дорогу и пошли к нему, из прошлого опыта зная, что по следу от вездехода передвигаться легче, чем просто напрямую, и раз люди ездят именно через распадок, да и рыбаки об этом говорили, значит, и нам туда надо.
     Идя по вездеходному следу назад вверх, мы вскоре подрезали и тропу, идущую прямо вверх. Интересно, где же она начиналась?
     К этому времени дождь прекратился, и мы с облегчением сбросили дождевики, идти под которыми жарко. От дождя они защищают, никто не спорит, но без проветривания под ними, да ещё и под рюкзаком, очень потеешь. И так и так мокрый.
     Медленно и тяжело поднялись по тропе на отрог. Только успели перевести дыхание, как тропа пошла на спуск, который был ещё круче подъёма. Мокрый ягель сильно скользит, очень трудно удержаться на ногах. Мы понимаем, что падать нам никак нельзя: вдруг травма, а мы одни, никто не поможет… Поэтому, взяв палки как альпенштоки, с силой упираясь в склон, применяя горную технику движения, аккуратно спустились в долину ручья Прижимчик. Но тропа вниз непосредственно до ручья не пошла, а осталась на склоне и начала траверсировать его вверх по течению. Такое её поведение объяснялось наличием болота вдоль всего русла.
     Мы быстро шли по удобной, хорошо набитой и горизонтальной тропе. И вдруг она закончилась, как обрезали. Мы туда-сюда, нет её.
     – Наверно, все здесь спускаются вниз, кто, где хочет, и переправляются, – сказал Володя.
     Спустились и мы. В высокой густой траве были видны многочисленные следы. Болото было какое-то неудобное: очень высокие кочки, а между ними вода. И по кочкам не пройдёшь: они тонкие, шатаются, и между ними тонешь. Кое-как добрались до ручья. Он оправдывал своё название – Прижимчик: глубокий, извилистый с быстрым течением и обрывистыми берегами. В молодости мы такие легко перепрыгивали, а сейчас и пытаться бесполезно. Опять разделись, чтобы сделать два-три шага по воде. Он оказался глубже Тукши – до середины бёдер.
     Правый берег, на который мы выбрались, был более сухим, и недалеко шла терраска. Мы решили, что если и есть тропа, то она может быть там: место для тропы удобное. И в самом деле, на терраске была слабая тропа. Мы устремились по ней, но она постепенно сошла на нет. Вроде и ответвлений не было. Делать нечего, придётся идти напрямую по этой вездесущей берёзке.
     Нам повезло: очень быстро заметили старый след от вездехода. Ох, уж эти вездеходы! Стоит ему один раз проехать, как потом десятилетиями природа пытается восстановиться. Идти по следу было тяжело: березка уже поднялась, придавленный мох давно оправился. Мы глубоко проваливались на каждом шагу, да и ноги надо поднимать высоко, перешагивая кустики, но в любом случае это лучше, чем напрямик.
Обед в долине ручья Прижимчик
     На обед решили встать на границе леса, в редком кедраче, чтобы хоть немного укрыться от ветра. Дождя не было, распогодилось, но ветер дул сильный, и было холодно. Бросили вездеходный след (в случае необходимости – найдём), и пошли напрямик к деревьям. У самой кромки леса подрезали очень хорошую тропу. Так вот где она спряталась!
     После обеда встали на тропу и, ни о чем больше не задумываясь, следовали по ней. Иногда нам казалось, что она повернула не туда, куда надо, но скоро выяснялось, что тропа-умница обходила или болото, или заросли берёзки, выбирая наиболее лёгкий и приемлемый путь. Впервые за день мы быстро шли вперёд. Иногда попадались развилки. Чаще всего это были два варианта прохождения одного и того же участка. Только однажды тропка, выбранная после развилки, привела в тупик, т.е. закончилась у лесного завала. Вернулись, благо недалеко было. Вместе с тропой тайгой поднялись на отрог и спустились к реке Снежная Тукша недалеко от стрелки. И вот здесь ясная и чёткая тропа закончилась. В долине непосредственно у реки буйная травяная растительность, и здесь, среди травы выше человеческого роста, было много следов. Каждый шёл, где ему нравилось. А тропы вдоль реки не наблюдалось.
     У нас были сведения из одного отчёта, что на стрелке рек Снежная Тукша и Поперечная Тукша хорошая туристская стоянка. Световое время заканчивалось, и эта стоянка была очень для нас кстати. Пройдя вверх по течению несколько сот метров, мы подошли к стрелке рек. Сходу (правда, как всегда, разделись) перешли Поперечную Тукшу. Третий брод за день! Вода ледяная, и вечерний воздух очень холодный, но речка узкая и мелкая, поэтому замёрзнуть не успели. Правда, недалеко было переброшено с берега на берег дерево, но, оценив переправу по нему, мы решили, что брод быстрее и безопасней.
     В редком кедрово-лиственничном лесу нашли старую стоянку. Кострище уже заросло мхом, стойки сгнили. Но нас всё устраивало: ровная площадка для палатки под раскидистым кедром, до воды – десяток метров, дров не меряно, а тайга защищает от ветра. Ужин при свете костра. Стоило немного отойти от него, как голова непроизвольно запрокидывалась, и взор устремлялся на небо с крупными яркими звёздами. Такого сияния в городе не увидишь…

14.09

Утром, встав на тропу, которая начиналась прямо от стоянки, через сотню-другую метров вышли на берег Снежной Тукши. Опять брод. Уже находясь на другом берегу, увидели немного выше по течению бревно для переправы, о котором упоминается в отчётах.
     Но мы не жалели о том, что сразу его не заметили и шагнули в ледяную воду. Нам легче перетерпеть холод, чем удерживать равновесие с рюкзаком на обледеневшем скользком бревне.
     Далее путь шёл правому берегу реки, который представляет собой сплошной курумник, заросший ягелем, но есть небольшая плоская полочка, по которой и идет тропа. Непосредственно у берега заросли берёзки и ивняка. Левый же берег – стандартный таежный склон.
     По пути встретилось сгоревшее зимовье, попадались и туристские кострища на редких возвышенных местах.
     Долина Снежной Тукши открытая, широкая, вся заросла берёзкой, видно далеко. На пологих склонах много участков сплошного ягеля, от чего они смотрятся белоснежными.
В долине Снежной Тукши
     Постепенно тропа превратилась в глубокую траншею, то моховую, то заболоченную, по которой идти стало тяжело. Замыкающий долину невысокий хребет очень медленно приближался. Иногда казалось, что вообще мы стоим на месте. Но худшее нас ждало впереди – это развилка тропы: одна продолжала уходить прямо вперёд, другая полезла на склон. По натоптанности обе были равноценны. Выбрали ту, что поднималась, т.к. впереди чувствовалось болото всё в берёзке, которая нам порядком надоела. Идти по нему даже по тропе не сладко.
     Верхняя тропа подвела нас к границе леса и упёрлась в очень хорошую туристскую стоянку. По следам видно, что пользовались ею недавно. А вот после стоянки тропа как-то потихоньку ослабла и исчезла. Поиски её ни к чему не привели. Сориентировались по карте, наметили на местности ориентир и пошли вперед. Но далеко не ушли, наткнулись на болото с открытой водой, которое простиралось вниз на сотни метров вплоть до русла Снежной Тукши. Начали обходить тайгой, проваливаясь в воду между кочек. Хорошо, что сейчас осень и гнуса почти нет, а то бы вообще плохо было. Кое-как выбрались в лес, но тут бесконечные завалы из упавших деревьев. Один обойдём, другой уже поджидает. И так без конца. Получалось топтание на месте без существенного продвижения вперёд. Казалось, что это никогда не закончится. Наши небольшие силы таяли на глазах, а время приблизилось к обеду: очень сильно хотелось есть.
     Наконец, попалась неясная тропинка, наверно, звериная, идущая в нужном направлении. Как мы ей обрадовались! Она часто терялась, пропадала, но все-таки была! Во многих местах ее пересекали тропы, идущие перпендикулярно с ЮВ на СЗ. Пробовали мы идти и по ним, но недолго, т.к. направление нас не устраивало. Зато однажды на такой тропинке попалось пересечение с неплохой тропой, идущей на наш перевал. Как мы тщательно смотрели за каждым изгибом тропинки! Только бы не потерять! Однажды недалеко (метров за 300) увидели крупного зверя, но он заметил нас раньше и рванул в тайгу. По следам, когда дошли, определили, что это был марал.
     Так, идя по тропе из последних сил, встретили, наконец, болотистый ручеёк и рядом под раскидистым кедром остановились на обед. Во время обеда нас развлекал бурундук, который ничего не боялся и с любопытством наблюдал за нашими действиями с соседнего сучка. Но мы так устали, что сфотографировать его на память сразу не смогли. А потом ему надоело, и он занялся своими важными делами в глубине кедра.
     После обеда с новыми силами мы без проблем дошли до перевала. Сфотографировали двуглавую вершину Дарьину, которая открылась во всей красе и распознавалась ещё с Идарского Белогорья благодаря своей форме. А вообще её называют по-разному: Дарьины Холки, Дарьины Титьки, но на карте она просто Дарьина.
Спуск в долину Большой Неготы
     На перевале тропа исчезла, и мы спускались, выбирая путь в основном по луговым участкам. Так и вышли на реку Большая Негота, которая здесь выглядит небольшим ручьём. По берегу идёт тропа, по ней и пошли. С каждым километром она улучшалась, в неё вливались другие тропинки, спускающиеся с Тукшинского Белогорья, которое в этом районе легко проходимо в разных местах. Вскоре тропа выглядела глубокой колеёй в краснеющих зарослях берёзки.
     В надвигающихся сумерках подошли к хорошей туристской стоянке под большим кедром на сухом возвышенном пятачке. Рядом глубокий чистый ручей. Хорошее оборудованное кострище, много сушняка. От стоянки хорошо видна Дарьина. Ночь показалась нам тёплой, но это только в сравнении с заморозками, когда с утра палатка стояла «колом».
Место ночёвки в верховьях Большой Неготы
     Мы радовались, что, преодолев этот перевал, оказались в бассейне Агула, вышли в новый район.

15.09

С утра обычные дела и в путь по чёткой и ясной тропе. Она идёт то тайгой, то по открытым местам, которые полностью в карликовой берёзке, но капитальных развилок нет. Левый приток перешли по бревну. Здесь постепенно кедровый лес заканчивается, начинается уже желтеющая лиственница.
Долина Большой Неготы
Сразу посветлело. Красиво так. Когда тропа, следуя изгибам реки, повернула на ЮГ и вышла на широкое открытое место, мы, наблюдая за небом, решили, что ходового времени у нас осталось мало, скоро начнётся дождь (вот она тёплая ночь – признак ухудшения погоды). Начали спешить, ходки удлинились, а остановки на отдых сократились, но это не помогло. Когда вышли на крутой склон высоко над рекой в обход береговых скал, начался дождь. И тут же мы впервые встретили знаменитое растение «верблюжий хвост», которое лечит многие болезни. Правда, какие именно, в походе мы благополучно забыли, но это не помешало нам остановиться и под дождём нарвать его, а потом ежедневно заваривать. Да и чай с ним просто вкусный.
       Карагана гривастая — верблюжий хвост (Caragana jubata — Pallas). Растение имеет необычный вид, толстые старые ветви густо покрыты отмершими игольчатыми черешками листьев прошлых лет, листья с 4—6 парами листочков, молодые черешки, прилистники и края листочков с мохнатым белым опушением. Цветки крупные, по 3,5 см, розовые, оранжеватые, бывают белые. И действительно чем-то похожа на взлохмаченный хвост. Лечебна вся надземная часть. Вырывать её с корнем даже случайно нельзя — пропадёт лечебный эффект. Считается, что карагана «чувствует» душу (ауру) человека, поэтому просто необходимо при сборе просить у неё помощи в лечении и прощения за то, что срываешь веточки. А уходя, обязательно поклониться. Собирать её положено голыми руками, без металла.

Карагана гривастая применяется при различных воспалительных заболеваниях. При ангине полощут горло теплым отваром через каждые 30 минут в течение 2 – 3 дней. Внутрь отвар назначают при простудных заболеваниях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, геморрое, язве желудка и двенадцатиперстной кишки. Карагану гривастую применяют при ревматизме, ранах, особенно гнойных, при фурункулах, свищах, при кожных болезнях, в том числе при экземах, гнойничковых заболеваниях кожи, угрях, пиодермии, нейродермитах и прочих дерматозах. В народной медицине большой популярностью карагана гривастая пользуется при лечении воспалительных заболеваниях женской половой сферы. Часто при лечении тех или иных заболеваний сочетают местное, наружное применение отвара с приемом внутрь.

Произрастает в лесном и субальпийском поясах на скалах, каменных россыпях и прирусловых галечниках, часто под пологом разреженных лесов. Встречается преимущественно на известняках. В долинах рек образует заросли. Размножается вегетативно и семенами. Цветет в июне, плодоносит в августе - сентябре. Растет очень медленно.
     Пока рвали верблюжий хвост, дождь усилился. Сам он был, как всегда не очень страшен, если бы растительность тайги так не вбирала в себя влагу. На каждом листочке, на каждой иголочке повисли крупные капли. И очень скоро мы стали абсолютно мокрыми. И замёрзли, ведь это не лето. Даже безостановочная ходьба мало помогала, об отдыхе через положенные промежутки времени мы уже не думали.
     Наконец, увидели на другом берегу зимовье. Тропа выводит прямо к броду, который через Неготу в этом месте мелкий, по галечнику. Большой дом бывшего кордона, сожжен и разрушен, с обвалившейся крышей, без окон, дверей и пола. Есть ещё один развалившийся домик и очень неплохая баня, к которой мы и направились. Внутри она отделана дощечкой, очень уютная и чистая. Имеет сени, предбанник и само помещение бани (печка, полати, стол, лавка). Рядом с баней ручей.
Банька в долине Большой Неготы
     В сенях скинули с себя всю мокрую одежду, переоделись в сухую, и мир преобразился.
     Вскоре уже весело потрескивали дрова в печи, прямо на глазах высыхали наши вещи, температура в маленьком помещении бани быстро повышалась, и мы время от времени проветривали наше убежище. Приготовление пищи на газовой горелке. В баньке решили переждать дождь, а он шел весь оставшийся день и ночь. Утих только к утру.