Пешком по Восточному Саяну 
Кингаш. 04 - 07 сентября

Лужи на равнинных участках дороги Лужи на равнинных участках дороги
Лужи на равнинных участках дороги Лужи на равнинных участках дороги
Дары осени Дары осени
     Вот и началось наше путешествие, первый день, точнее – вечер. Настроение приподнятое, как это бывает у людей, отправляющихся в далёкий, давно желанный путь. Остались позади сборы, хлопоты, друзья, городская суета, дача, любимый компьютер и сайты, а впереди лежали лесные дебри, дикие хребты Восточного Саяна, вершины которого уже виднелись на туманном горизонте.
     
     04.09
     
     Немного прошли по дороге и остановились переодеться в походную амуницию. Все-таки в брезентовой одежде в тайге мы чувствуем себя гораздо удобнее и комфортнее, чем в рассчитанной для города и подъездов. Не успели запаковать рюкзаки, как увидели Уазик, переезжающий мостик. Ура! Попутная машина! Но она ехала в ближайший лесок: местные жители активно заготавливали ягоды – клюкву и бруснику.
     Чуть прошли, опять Уазик. И вот он ехал как раз на Кингаш, но мест свободных в нём не оказалось – четыре человека и весь багажник забит вещами. Радостные мысли – если так дело пойдет, мы обязательно подъедем! Забегая вперед, скажу, это была единственная попутная машина на всем нашем пути не только до Кингаша, но и до Тукши. Но мы этого ещё не знали.
     Дорога уходила в тайгу и уводила за собой нас. После первого поворота налево перешли мостик через речку Тугач. Обсудили вопрос, не остановиться ли здесь на ночёвку, но решили, что ещё слишком близко до деревни, да и время позволяло немного пройти. На остановках мы успешно искали грибы, лучшие забирали с собой.
     Дело близилось к вечеру, до темноты оставалось совсем немного времени, и на маленькой полянке у обочины дороги мы организовали свою первую ночёвку. Воду нашли в бочажке. Дров – не меряно. И ещё молодых опят с берёзы срезали. Грибной супчик был готов уже в полной темноте.
     По дороге вниз, освещая путь фарами, прошли три машины типа ГАЗ. Мысли: здорово, движение интенсивное, явно удастся подъехать.

     05.09

     Встали на рассвете, быстро позавтракали и в путь. Погода хорошая, солнечная, тепло.
     Дорога, несмотря на развилки, имела однозначное толкование – самая наезженная на Кингаш. На подъёмах и спусках она была сухая, а вот равнинные её участки были сплошь в глубоких лужах – последствия недавнего дождя, которые легко обходились, не задерживая нас. Впрочем, мы особо и не спешили. На остановках занимались фотографированием.
     Ближе к полудню с вершины очередного холма открылась долина речки Кужо, а за ней просматривалось Идарское белогорье, которое в этом районе всё покрыто лесом.
За долиной речки Кужо возвышается Идарское белогорье
Спустившись вниз, мы оказались среди цветных луж. Вода и земля были кирпичного цвета.
На дороге цветные лужи
Возможно, что этот интенсивный цвет давала глина, хотя мы её не чувствовали под ногами, или тут вмешались руды, которых в Саянах полно.
     Обед устроили на обочине в районе речки Мамзинка. Погода, несмотря на начало осени, вполне летняя.
     Солнышко разбудило бабочек, которые безостановочно кружили над нами, ничего не боялись и с готовностью нам позировали.
     На очередной развилке пришлось достать карту и внимательно её изучить, определяя, куда же идёт такой наезженный поворот, соответствует ли он карте. Решили, что соответствует. Хотя о правильности нашего пути можно было и не сомневаться. На обочине перед развилкой был указатель на Кингаш. Пошутили:
     – Это, чтобы мы не заблудились!
     Надо отметить, что на нашей карте, скачанной из Интернета, нанесенная дорога заканчивалась где-то здесь. Дальше была нарисована тропа, и мы не знали, где геологи проложили дорогу: по тропе (что было бы логичным) или выбрали иной путь. Начинались загадки ориентирования.
     Спустившись к Кужо, дорога на долгое время превратилась в русло ручья. Видно, недавние дожди переполнили речку, и лишняя вода нашла себе путь прямо по дороге. Местами приходилось обходить целые разливы, перепрыгивать бурные и глубокие потоки, перебираться по брёвнам.
     У мостика через Кужо в тайге, чтобы было теплее, устроили себе бивуак. В речушке играл мелкий хариус. Мы попытались его поймать на мушку, но он на неё не реагировал. Вечером в темноте опять вниз прошли два ГАЗа. В одном из них (так нам показалось) сидели туристы в типичных цветных анораках.




   



      06.09

     Путь то ли по дороге, то ли по ручью продолжался и с утра, пока мы не вышли на большую раскорчеванную поляну с остатками навеса и большим кострищем. Отсюда начинается серпантин на перевал. Подъём небольшой, некрутой, дорога сухая и хорошо укатанная, идётся легко. Вокруг зелёная симпатичная тайга, летают бабочки, цветут ромашки и другие неприхотливые цветочки. Тишина и умиротворение.
Подъем на Идарское белогорье
     На перевале – остатки костра, которые навели на мысль, что пора бы и пообедать. Походили, посмотрели, но воды не нашли, зато удалось полакомиться зрелой малиной.
     С перевала дорога траверсом уходит вниз на юго-восток. Спустились и на первом же ручье встали на обед. Заодно из молодых и ровненьких берёзок сделали себе палки, которые являются помощниками при ходьбе, при переправах. Пока идём, они подсохнут и будут хорошими черенками для будущих наших вёсел.
     В этой части долины Кингаша дорога идёт далеко от реки, изредка ответвляясь вправо, вниз. Отсюда реки не видно и даже не слышно. Мы предполагаем, что дорогу проложили высоко над рекой по причине заболоченности поймы. Во время пути ориентировались на наезженность дороги, стараясь не спуститься вниз к реке. Впрочем, ответвления вниз менее популярны, начали уже зарастать. Прошли место, где снизу к основной дороге подошла колея из низовьев Кингаша, менее наезженная машинами. Поговорили немного о том, что ведь и мы могли идти по этой колее, если бы поехали в Орьё. Решили, что выбранный нами путь даже физически легче.
     Часто встречались ручьи, поэтому с водой проблем не было. На одном таком ручье и остановились на ночёвку. От дороги нашу маленькую полянку отделяла упавшая ель, создавая эффект уединенности. С этой ели наломали лапника под палатку (в дальнейшем старались везде, где было возможно, под палатку укладывать лапник, так как почти все наши ночевки проходили при минусовых температурах).
     Вечером опять вниз прошли две машины. Одна из них была тем Уазиком, который мы видели в первый вечер.

     07.09

     С утра продолжили движение. Дорога всё также идёт высоко над рекой. Несколько раз встречались длинные подъемы, часто с поворотами. Обычно перед такими подъёмами дорога раздваивается. Мы, конечно, выбирали более накатанный путь, но после того, как подъём заканчивался, дороги часто сходились вместе. Мы сделали вывод, что это просто разные варианты подъёма на склон.
     После широкой раскорчеванной поляны с многочисленными следами тяжёлой техники дорога пошла вниз, и вскоре долина Кингаша открылась, что дало нам возможность сориентироваться. После спуска дорога все ещё оставалась на склоне, самой речки по-прежнему видно не было.

     Кедры на обочине сбрасывали свои шишки, они в изобилии валялись везде. Мы их подбирали и с удовольствием лакомились на привалах спелыми орехами.
     Ближе к обеду вышли на нижнюю базу геологов. Тайга полностью раскорчёвана, создавая «лунный» безжизненный пейзаж. Здесь построен целый поселок из одноэтажных домиков. Имеется и двухэтажное административное здание. Виден ряд цистерн и машин. На входе, прямо на дороге, шлагбаум и будка охраны, но никого не видно.
     Дорога идет по верху над базой. Мы внимательно смотрим вниз, надеясь увидеть людей, пообщаться и разузнать из первых рук о дороге на Тукшу. Очередная развилка.
     Правая дорога перекрыта и ведет на базу, а левая уходит в тайгу. Пошли на базу, т.к. увидели рядом с одной из будок человека и несколько собак. Непосредственно перед спуском к домам на повороте оставили рюкзаки, и отправились общаться.
Нижняя база геологов на р. Кингаш
     В сопровождении собак, которые сначала грозно лаяли, а потом, виляя хвостами, тянулись к нам, подошли к будкам охраны. От сторожей (с утра уже пьяных) узнали, что база сейчас законсервирована, то ли в связи с кризисом, то ли в связи с олимпиадой в Сочи, короче, прекратилось финансирование. Теперь нам стало ясно, почему затишье с попутным транспортом, не видно работающих тракторов и прочей тяжелой техники. На вопрос о дороге на Тукшу сторожа дали исчерпывающийся ответ: там много развилок, вы легко собьетесь с пути. Посмотрим! Попытались также узнать, ездит ли кто вообще туда, но внятного ответа не получили. Единственное, что они подтвердили, это то, что дорога дойдёт до Тукши.
     Отойдя от базы на два-три километра, чтобы отсечь на всякий случай нежданных нетрезвых посетителей, остановились на обед. На десерт был компот из брусники.

     После обеда всё та же дорога в тайге, которая вскоре спустилась на среднюю базу геологов, расположенную на обширной поляне на берегу Кингаша. Здесь несколько домиков и полно всякого железного мусора. Унылый пейзаж уже начал зарастать травой. Никого нет. Ни в один домик мы не заглянули. Некогда, да и неинтересно.
     При необходимости здесь можно переночевать.
     В очередной раз достали карты и сориентировались, т.к. одно из ответвлений дорог по мосту пересекало реку Кингаш и уходило по его притоку вверх на Белогорье. А вдруг и нам туда надо? Ориентироваться приходилось потому, что для нас оставалось загадкой, где основная дорога выходит на Идарское Белогорье и идёт на Тукшу. При ориентировании на развилках мы часто пользовались логикой и интуицией.
     После средней базы геологов дорога опять поднимается вверх на склон и иногда ответвляется вверх влево. Предполагаем, что это путь на буровые площадки или на другие геологические объекты. Выбираем правые ответвления, да они теперь и более наезжены рыбаками и охотниками в связи с прекращением активной деятельности геологов. Часто дорога, ушедшая влево, потом возвращалась к основной дороге. Но не всегда.
     Несколько раз пересекли ручьи. Только на одном из них мост уже успел разрушиться, а другие в очень приличном состоянии.
     Постепенно дорога приближается к Кингашу и идет по его правому берегу вверх. Видим, что впереди ущелье как бы запирается хребтом: там должен быть поворот реки. Вся эта картина легко читается на карте.
     И как-то неожиданно, потому что был небольшой подъём, вышли к очередному мосту через Кингаш, который здесь выглядел просто ручьём. После моста дорога круто уходит вверх. Никаких развилок нет. Всё, пришли! Это начало долгожданного подъёма на Идарское Белогорье. Это назавтра, а сегодня надо искать место стоянки. В непосредственной близости от моста было несколько кострищ, да и палатку можно поставить, если постараться. Один нюанс: на открытых полянах ветер, холодно, в небе проносятся низкие облака, и очень хочется спрятаться в тайгу.
     Разведка дала неутешительные результаты: в пределах полукилометра идет непрерывный подъем, тайга захламлена, ровных площадок под палатку нет, да и уходить от реки далеко вверх, уже просто не было времени: надвигалась ночь. Поднявшись по дороге метров 150-200, остановились на маленькой наклонной лужайке, отделённой от дороги упавшей берёзой. Рядом был ручей, достаточно лапника. На одну ночь сойдёт.
     При постановке палатки пришлось отказаться от наиболее ровной части полянки, т.к. на ней были старые высохшие следы воды. Это было правильное решение: ночью и утром шел дождь, и в этом месте образовалась лужа.
     Итак, от посёлка Тугач до истоков реки Кингаш мы дошли за три дня плюс два часа в день подъезда.


Комментарии
Невероятно 
Так сложилась ситуация. 29 августа женился сын, а на третий день после свадьбы - 1 сентября - мы уехали. Не хотелось год терять.
sibsolo20.02.13, 21:07
Невероятно 
Как, на основании чего вы решили выйти в такой район в то время... когда из него СПЕШАТ выбраться запоздавшие туристы?
Guest04.10.12, 01:44
Восхищаюсь 
Спасибо огромное за рассказ, так реалистично, как будто сама с вами путешествовала. Я живу в Дагестане, а в Тугаче у меня тетя живет, так что я тоже была в этих краях. Восхищаюсь вами и даже немножко (по белому) завидую вашей смелости!!!!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3.к.с.
Ссылка: