Посещение главных достопримечательностей Северного Тимана, а именно, Каменных городов на р.Белая, на Белом Кечвоже, на Левой Нижнекаменской Рассохе.
Сосногорск - р. Ижма - р. Печора - р. Сула - р. Щучья - р. Белый Кечвож - р. Белая - р. Нижняя Каменка - р. Сула - с. Ермица

Вступление

Тиман – древнейшие горы девонского периода на северо-востоке Русской равнины, протянувшиеся в северо-западном направлении от Полюдова Камня на юге в Предуралье (север Пермской области) до полуострова Канин на севере (Ненецкий АО) на расстоянии свыше 1000 км. Его принято делить на Южный, Средний и Северный.

Границы Северного Тимана следующие: с севера Северный Тиман ограничивают линией морского побережья, а южная граница проходит по р. Цильма в Республике Коми. Время не пощадило эти горы. Ветер, лед и вода сделали все, чтобы стереть их с лица земли, но они выстояли. Сейчас, это четыре горные гряды с максимальной высотой 303 метра над уровнем моря.

Что такое Северный Тиман? Это: пейзажи невероятные и завораживающие, нерестовые водоемы для ценных и охраняемых видов рыб, основные места обитания дикой популяции северного оленя, чистейшие воды рек, водопады, уникальные формы рельефа – «каменные города», ценные находки ископаемой флоры и фауны, включения и россыпи агатов и других минералов, стоянки древнего человека.

В субарктической тундре каменные останцы фантастических форм грандиозное зрелище. Северный Тиман подарил множество уникальных мест, красотой которых можно любоваться бесконечно.

Сегодня на территории Северного Тимана расположены два памятника регионального значения – это Каньон «Большие Ворота» и «Каменный город».

«Каменный город» разделен на три участка:

Участок №1 – Каменный город Белого Кечвожа;

Участок №2 – I Каменный город в верхнем течении реки Белой;

Участок №3 – II Каменный город в среднем течении реки Белой.

Попадая на любой участок Каменного города, кажется, что вы в сказке.

Каньон «Большие ворота» не менее живописное место, представленное береговыми обрывами базальтов верхнего девона высотой до 80-90 метров. В базальтах каньона наблюдаются многочисленные включения агатов и других минералов. На коренных берегах каньона преобладают тундровые ландшафты, а на склонах произрастают нехарактерные для этих мест ель, береза, осина и рябина.

Район Северного Тимана труднодоступный, практически ненаселённый и расположен в пределах тундры и лесотундры. Он находится за Полярным кругом, а, значит, в Арктике, и давно известен в туристской среде. Туристы сейчас появляются там ежегодно, но, в основном, малыми группами – по 2-3 человека.

Желание побывать на Северном Тимане и увидеть его знаменитые каменные города у нас зрело давно. Но проект похода долго оставался в списке нереализованных путешествий (коих у нас полно). Причин несколько:

1.    Конкуренцию Северному Тиману составляли другие районы страны, где мы хотели непременно побывать.

2.    Все свои большие пеше-водные походы мы совершали с использованием самодельного катамарана. С давних времен у нас есть байдарка «Таймень-2», но она слишком тяжела для похода по Тиманскому кряжу из-за наличия там волоков.

3.    Шли годы, мы старели и считали, что поход на Северный Тиман нам уже не осилить.

В прошлом, 2016 году, Северный Тиман посетил Валентин Чугай с Ириной Опанчук. Это люди, близкие нам по возрасту. И мы решились. Осенью специально к этому походу была приобретена байдарка «Хатанга – 3». В течение зимы был разработан конкретный план похода с попыткой охватить в одном путешествии многие интересные места Северного Тимана, что сделать очень непросто в связи со сложностью района. С этой целью было запланировано несколько радиальных выходов с посещением интересных природных объектов. При этом мы ориентировались на фотографии, размещенные на Google Earth, Яндекс и Google картах.

Изюминкой похода, я считаю, посещение и фотографирование каменного города на притоке Нижней Каменки (приток Сулы) – Левая Нижнекаменская Рассоха. На спутниковых картах этот каменный город хорошо просматривается, но лежит в стороне от туристских путей. В интернете мы видели только одну фотографию, снятую издалека. Сам собой напрашивается вывод, что, наверно, там никто не был. Получается, что мы первые, кто любовался его изумительными камнями. Вот он – ЗАТЕРЯННЫЙ МИР!

Учитывая, что физическая форма у нас слабая, мы решили потренироваться перед движением против течения (300 км), который нам предстоит на реках Сула и Щучья. А так как продолжительность похода у нас не лимитирована, то свой поход мы начали по реке Ижма от г. Сосногорск. Это тоже Тиман, только средний. Кроме того, как сказал нам Вячеслав Камашев, который возглавляет туризм в Сосногорске, что спортивных сплавов по Ижме практически не бывает.

План похода

р. Печора (вниз)

218

223

Харьягский шар (по течению)

р. Сула (вверх)

196

р. Щучья (вверх)

Волок на р. Белый Кечвож

2 экскур. в кам. город Б. Кечвожа

4,6

р. Белый Кечвож (вниз волок)

р. Белая (вниз)

Экскурсия в верхний кам. город

3,5

Экскурсия по р. Кумушка

5,4

Экскурсия к «Лампе Аладдина»

Экскурсия к «Голове Дракона»

Экскурсия по Каменной Виске

В т.ч. (реализованный маршрут):

Сплав по течению:                 846 км

Подъем против течения:       268 км

Длина волоков:                        72,5 км (шли в две ходки. Реально 72,5 х 3 = 217,5 км)