Часть пятая. Устье реки Вилюй

Устье реки Вилюй Устье реки Вилюй
Устье Вилюя Устье Вилюя
Река Вилюй – самый крупный левый приток Лены. Её длина – 2650 км, площадь бассейна – 454000 кв.км, средний годовой расход воды 1520 куб.м/сек.
На территории бассейна р.Вилюй протекает более 2 тысяч рек длинной более 10 км. Из них 3 имеют длинну более 1000 км (Вилюй, Марха, Тюнг).
Название реки эвено-эвенского происхождения: булэ – болото, тина, булун – болотный.
С учетом природных условий, на Вилюе выделяются 4 участка: верхний (от истоков до впадения в р. Чиркуо, протяженностью 938 км), участок Вилюйского водохранилища (длина 397 км), средний (от п.Чернышевский до р.Мархи, длиной 797 км), нижний (от р. Мархи до устья, длиной 518 км).
В пределах Вилюйского водохранилища р.Вилюй представляет собой озеровидное расширение, местами до 10 км.
На среднем участке до с.Сунтар речная долина носит горный характер, ниже долина расширяется и течение становится спокойным. На всем участке имеется только один порог (у с.Крестях, в 883 км от Устья), педставляющий собою каменную гряду, направленую почти перпендикулярно к течению.
На р.Вилюй в 1967 г. построен каскад Вилюйских ГЭС. Для обеспечения его работы создано вилюйское водохранилище с многолетним регулированием речного стока (площадь зеркала – 2170 кв.км, длина 401 км, средняя глубина 8 м, объем воды 9,7 куб.км).

Когда мы проснулись, теплоход уже стоял в устье реки Вилюй. Нас долго убеждали, что мы стоим на острове, но GPS-навигатор с загруженными в него подробными топографическими картами твердо стоял на обратном. На противоположном берегу Лены простирался Вилюйский хребет почти километровой высоты, который буквально через несколько минут скрылся под облаками, а вскоре и совсем перестал быть виден.

Зеленая стоянка не предвещала ничего хорошего – моросящий дождик, толпы мошкары, скрытый под водой песчаный пляж из-за высокой воды. Туристы, рискнувшие первыми выйти на берег, возвращались на теплоход совсем удрученные, по колено в мокром песке, искусанные и расстроенные. Тем не менее, проводить стоянку на борту не в наших правилах и, нацепив накомарники, надушившись Гардексом, мы отправились покорять высокий песчаный берег. Далеко пробраться не удалось, но все же открывшийся вид стоил физических и моральных усилий с нашей стороны. Странно, что так и не было обнаружено следов обитания страшных диких зверей, которыми нас пугали на протяжении всего предыдущего дня, видно пасмурная погода тоже на них отрицательно повлияла и планы поживиться туристами были отодвинуты до следующего года.

А зеленая стоянка тем временем набирала обороты – визги купающихся, аплодисменты страждущих, аромат ухи из свежепойманной рыбы, звуки разливающейся водки – атмосфера праздника постепенно начинала поглощать туристов всех национальностей. А уж когда уха была испробована, водка выпита – разгулялась русская душа – импровизированный концерт на главной палубе под баян. К всеобщему веселью стала сплываться и рыба – рыбачка Людмила из Якутска с ловкостью вытаскивала одну рыбеху за другой, и многие их них попадали под описание «вооооот такааааая рыба».

Время пробежало быстро, и наш теплоход отправляется дальше. Небо проясняется, солнце начинает припекать своими теплыми лучами, а Вилюйский хребет обнажается во всей своей красоте, давая возможность насладиться такими необычными для нас речными пейзажами.

Но уже к обеду горы постепенно отходят в сторону и начинается долгий унылый пейзаж из островов и смешанного леса, ознаменовавший собой маленькую передышку перед началом череды бессонных дней и ночей.