Часть десятая. Море Лаптевых. Остров Дашка

Остров Дашка Остров Дашка
Закат Закат
Полярный день Полярный день
Рассвет Рассвет
Тень «Светлова» скользит по берегу... Тень «Светлова» скользит по берегу...
Тикси остается позади. Почему-то мы упорно называем его городом. Однако, Тикси не город, и никогда им не был. Ему не присвоили этого статуса, он так и остался поселком городского типа. Потому он и не может считаться самым северным городом, хотя по количеству жителей и инфраструктуре имеет на это никак не меньшие основания, чем тот же Певек. Среди поселков он также не является самым северным, в этом легко убедиться посмотрев на карту. Но все равно, внешне Тикси воспринимается как настоящий город, хотя и полузаброшенный. Ну а наличие аэропорта и морского порта лишь усиливают это впечатление.
Но не будем отвлекаться ведь мы уже отплываем.

На самом деле, наш душевный капитан приготовил для нас не один, а два сюрприза. Во первых – выход в море Лаптевых, о котором так мечтали многие туристы. Теплоход долго идет вдоль сильно вытянутого полуострова Быковский, на самом мысу которого расположен небольшой одноименный поселок.

Полуостров соединен с материком узким перешейком Колычева. Наконец, теплоход огибает Быков мыс и… как ни странно, ничего существенного не произошло, волны не усилились, ветер не крепчает, все продожают ходить по палубам в футболках и… загорать!

Беспристрастный навигатор настаивает, что мы бороздим воды моря Лаптевых, а вовсе не Азовского, как могло бы показаться. Приземистые острова, практически лишенные растительности, не добавляют ясности, такое летом и на юге возможно. Вдалеке, на островах, можно видеть морские створы, указывающие путь судам, идущим по Северному морскому пути и заходящим в бухту Тикси.

Спустя некоторое время корабль описывает дугу и поворачивает назад, в дельту Лены. Грустно… теперь действительно начинается путь назад, вверх по Лене.
Капитан решил подбодрить нас ещё раз, спустя некоторое время по радио объявляют о том, что наш теплоход вот-вот пристанет к острову… Дашка! Да-да, это так остров называется. На многих картах он обозначен как остров Хара-Ары. Высота острова не превышает трёх метров, берега обрывистые, их постоянно размывает водой. Почти вся поверхность острова, напоминающая огромный плоский блин, покрыта густым травянистым покровом, из деревьев можно видеть лишь сухие стволы, выброшенные на берег из воды. Настоящая тундра!

И вот теплоход уже ткнулся носом в берег, раз, другой, но… ничего не получается, корму сносит ветром и течением. Нас атакует невероятное количество чаек, которых решили с палубы подкормить. Какие же они здесь огромные и отъевшиеся! Формой иногда напоминают бройлерных цыплят. Вообще, об этих занятных созданиях, распространенных повсюду на Лене, стоит написать отдельный рассказ, с иллюстрациями.

Со стоянкой на острове так и не сложилось, а ведь мы уже практически дотянулись до него рукой. Так и осталось загадкой, откуда произошло его название?

Полярный день клонится к концу, теплоход, преодолевая течение и опаснейший перекат Дашка (это тоже название!), неспеша поднимается вверх по протоке Исполатова. Серия поворотов почти на 180 градусов, порой кажется, что мы решили вернуться – судовой ход причудливо петляет, избегая опасных мелей. То справа, то слева и совсем рядом появляются песчаные островки. Не так давно застрявший здесь танкер почти на сутки парализовал все движение. Волны, едва отойдя от бортов, покрываются «барашками» и распадаются.

И вот, наконец, мы входим в Быковскую протоку. Высокие холмы на левом берегу пустынны, справа тянется бесконечная череда песчаных отмелей и островов. Надежда увидеть здесь каких-либо диковинных зверей тает с каждой минутой. Тем не менее, кое-что интересное попадается...

Международная биологическая станция Лена-Норденшельд. Станция была построена при финансовой поддержке шведского отделения WWF. Поэтому было решено присвоить ей имя шведского полярного исследователя Адольфа Эрика Норденшельда, первого, кто прошел полностью Северный морской путь. 22 июля 1995 г. Михаил Николаев и Президент WWF Его Королевское Высочество принц Филипп, герцог Эдинбургский в присутствии множества представителей природоохранных организаций мира, членов Правительства Республики Саха (Якутия), представителей мировой науки, общественности и журналистов торжественно открыли МБС "Лена-Норденшельд". С этого момента началась ее активная деятельность. Сюда приезжают ученые со всего мира, чтобы изучать уникальные природные комплексы, животный и растительный мир Арктики. Сотрудники "Лена-Норденшельд" участвуют в научных конференциях и совещаниях как в России, так и за рубежом. Тесное сотрудничество сложилось у станции с Государственным природным заповедником "Усть-Ленский", и многие программы выполняются ими совместно. Летом здесь работает детский экологический лагерь.

Закат. О нем стоит рассказать отдельно – ведь мы приближаемся к самой северной точке нашего путешествия – здесь судовой ход резко поворачивает напротив горы Крест-Хомо-Хаята, а впереди уже виден мыс Бояринцева.

72 градуса, 25.5 минут северной широты. Полярный день на этой широте длится около 90 суток, это означает, что его окончание приходится на 6 августа. В предыдущие сутки была сплошная облачность, а это означает, что мы наблюдаем первый в этих местах закат после продолжительного полярного дня. Солнце долго скользит вдоль горизонта, искажаясь из-за миражей и отражений и наконец скрывается совсем.

Комментарии
Guest02.11.11, 10:38
Родные просторы 
Всем поклон!!! Родилась в Якутии а точнее в посёлке Жатай.Очень скучаю по родной сторонушке!!! Люблю всем сердцем красоту и ширь нашего края!!!
Guest13.10.11, 19:50
Якутск моя родина  
50 лет прожил в Якутске здесь осталось все школа университет юность и молодость нет ничего прекраснее Якутии и Якутска в ней
Guest15.04.10, 15:40
Спасибо за рассказ!! 
Тоже мечтаю о путешествие по Лене. Когда-нибудь обязательно реализую эту мечту.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: