Итоги и рекомендации

     Мы совершили два путешествия в одном районе и практически в одни сроки. В этом отчете представлены рекомендации, которые дополняют рекомендации по итогам первого путешествия.
     
     По району путешествия:

     Мы путешествовали по азиатской стороне южной части Полярного Урала. Несмотря на небольшие абсолютные высоты, Полярный Урал – это настоящие горы с ярко выраженной высотной поясностью, со всеми красотами и опасностями, подстерегающими туриста. В любое время года и суток здесь следует быть готовым к неожиданным переменам погоды.
     О красоте этого района сказано немало. Процитируем классиков туризма:
     Даже тем, кто не раз уже бывал в горах, пейзаж Полярного Урала, открывающийся глазу с любой его вершины, кажется фантастическим. Лишенный зеленой пелены тайги, скрывающей детали, он поражает зрителя красочностью, простором и обилием живописных деталей. Синие, зеленые и черные озера, голубые и белопенные нити ручьев и речек, круглые, зубчатые или острые, как обелиски, вершины, окружающие их обрывы, скалы, водопады, ледники и снежники сливаются в удивительную симфонию северного края, забыть которую невозможно.
Прелесть природы здешних мест - в их удивительной открытости, каком-то необыкновенном чувстве простора, возникающем при виде широких, усеянных озерами долин и обрамляющих их плавными волнами серо-зеленых горных гряд... Непохожесть эта, в первую очередь, связана с отсутствием у подножья гор привычной для уральского пейзажа темнохвойной тайги.
Практически вся территория Полярного Урала - необозримое царство тундры, сменяющейся в верхних частях хребтов темно-серым плащом каменных россыпей - своеобразной холодной горной пустыней.
     Мы полностью согласны с этими словами, добавив, что в этом районе еще и великолепная рыбалка.

     По маршруту:

     Наш пешеходный выход на Пятиречье от станции Полярный Урал через Конгорский перевал имел длину 114 км (рассчитанную с коэффициентом 1,3), продолжительность 6 дней и проходил по горам и тундре. В июне это красивый пеше-горный маршрут. Весь путь проходит по вездеходным дорогам (правда, в это время года часто засыпанных снегом или залитых водой). Сравнивая этот вариант выхода на Пятиречье с прошлогодним через перевальный проход около горы Степрузь и далее по долине Изъякырью, можно сказать следующее: эти маршруты равноценны по длине и условиям прохождения и проходятся за одинаковое время.
     Мы не использовали вездеходную заброску, так как знали, что стоимость проезда на вездеходе от Харпа до Пятиречья в 2006 году составляла не менее 20000 рублей (это для небольших вездеходов на 6-8 мест, естественно есть и более дорогие большие вездеходы). Для нас эта заброска была бы дороже всех остальных затрат на путешествие. Впрочем, мы нисколько не пожалели что прошли по снежным горам пешком, по уникальным, неповторимым в своей первозданной красоте местам с разнообразными природными условиями.
     После ловли хариуса на Малой Хараматолоу и в Пятиречье мы полностью проплыли Танью и вдоволь насладились великолепной рыбалкой на щуку и окуня в ее среднем и нижнем течении. Затем с озера Варчаты мы перешли на озеро Дзёля-Варчаты и через хребет Онастэрэ, с которого открываются великолепные виды, мы вышли на реку Лагорту. Причем сразу к ее наиболее красивой и интересной лесистой части, что позволило избежать мелководных проводок и сразу строить катамаран. Дальее сплав по прекрасным рекам Лагорте и Войкару и опять ловля хариуса, а затем окуня и щуки.
    В итоге мы прошли очень интересный комбинированный пеше-водный маршрут, объединив пеше-горное путешествие со сплавом по двум популярнейшим рекам Полярного Урала Танью и Лагорте, причем последние соединили логичной пешеходной связкой длиной всего 15 километров и проходимой за 1,5 дня.
     Нам удалось вдвоем без напряжения за 18 ходовых дней полностью пройти запланированный маршрут. Как и в прошлом году, на маршруте мы не встретили ни одного туриста.

     По времени путешествия:

     Хотя мы начали путешествие почти на две недели позднее прошлого года, все равно мы также попали в межсезонье. В горах снега было не меньше, чем в прошлом году.
     Погода в июне месяце на Полярном Урале неплохая. Дождливых дней мало. Как правило, стоят умеренно теплые дни без заморозков, которые могут сменяться как очень жаркими днями, так и днями с резким похолоданием или сильным ветром. В горах происходит массовое таяние снега, который затрудняет движение.

     По питанию:

     Мы брали (кроме сахара) продуктов на 14 дней при запланированном времени похода 20 ходовых дней, надеясь на рыбную ловлю. В этом путешествии рыбы было много. После окончания похода осталось продуктов на 2-3 дня.
     Чтобы снизить вес рюкзака, мы не брали примус. Считаем, что в тундре и на невысоких перевалах можно приготовить на полярной березке или сделать сухой перекус.

     По личному снаряжению:

     Отличие от прошлогоднего снаряжения:
     - применялся накомарник с черной сеткой;
     - вместо фирменных палок использовали обычные деревянные палки. Взяли старые тонкие черенки из сада. После похода их не жалко было выбросить.

     По общественному снаряжению:

     Отличие от прошлогоднего снаряжения:
     - взяли второй спиннинг для рыбной ловли. Это себя полностью оправдало.
     - вместо батареек взяли два запасных комплекта аккумуляторов. Их заряда хватило до конца похода.
     К ассортименту и весу снаряжения предъявлялись жесткие требования. Это позволило нам еще немного снизить стартовый вес рюкзаков (28 и 22 кг соответственно), что было сделать для такого маршрута непросто.

     По рыбной ловле:

     Подавляющее большинство путешественников, посещающих этот район, привлекает не только неповторимая красота этих мест, но и рыбалка. Надо отдать должное, рыбная ловля здесь прекрасная: размеры хариуса, окуня, щуки могут воодушевить любого. К сожалению редким стал таймень.
     После строительства турбаз на озере Варчаты и ограничения рыбной ловли для местного населения (для туристов такого ограничения пока нет) поголовье щуки и окуня в реках Танью и Войкар (выше Ванктывиса) резко выросло. К сожалению, хариус бесконтрольно вылавливается (местные на вездеходах, геологи…) и его поголовье начало снижаться. Это мы ощутили и в Пятиречье и на Лагорте. В будущем вдоль восточного склона Урала планируется строительство железной дороги от Приобья до Ямала, и вот тогда все может измениться.
     Мы ловили рыбу только на спиннинг в основном на вращающие блесны. В этом походе попробовали ловлю на мушки с помощью «балды». Результат превзошел все наши ожидания.

     По картографическому материалу:

     Использовали километровки и двухкилометровки Генштаба. Карты старые, но их свободно можно было скачать с интернета. 
     Этих карт достаточно для комфортного прохождения маршрута. При использовании карт учитывайте, что дороги, обозначенные на них, как правило, сейчас не существуют. Появились другие дороги, не нанесенные на карты.

     По вопросу о комарах:

     Учитывая прошлогодний опыт и более позднее начало маршрута использовали более качественные репелленты. Понравился «Аутан». Он меньше раздражал кожу. По эффективности препараты «Аутан», «Гардекс», ДЭТА примерно равноценны.
     Применили плотные накомарники с черной сеткой и остались довольны результатом.

     По транспорту:

     Поезд № 391 Челябинск – Москва. Отравление из Ульяновска в 18:06. Прибытие в Москву в 11:05. Стоимость плацкартного билета со всеми сборами 526 р.
     Скорый поезд № 210 Москва – Лабытнанги. Отравление в 19.20 по нечетным дням. Прибытие на станцию «Полярный Урал» в 14:09 через день. Стоимость плацкартного билета со всеми сборами 1290 р.
     По четным дням в Лабытнанги отправлялся более дорогой фирменный поезд «Полярная стрела» №120 «Москва - Лабытнанги», время отправления с Ярославского вокзала - 21.46. Прибытие на станцию «Полярный Урал» чуть менее чем через двое суток в 17:46. Поезд делает те же остановки, что и № 210 в том числе: Сивая маска, Сейда, Чум, Никита, Елецкая, Хорота, Полярный Урал, 110 км, Собь…
     Обратно до Ульяновска возвращались южным вариантом.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4 к.с.
Ссылка: