Куба / Автотуризм | Самостоятельная поездка | Пешеходный туризм | Спортивный туризм

Большое кругокубическое путешествие, или Не расстанусь с Куба-каром!

6 - 28 октября 2012 г.
Ну, вот, наконец, и начинаю я этот отчет. Ни с начала, ни с конца, и даже ни с середины. Начал я его на четвертый день нашей поездки, наконец, собравшись с совестью. Итак, как всё это было…
Куба
Большое кругоКубическое путешествие
6 октября, суббота. Перелет и первые впечатления

Большое, кругокубическое путешествие Большое, кругокубическое путешествие
Наша команда слева направо Аня, Марина, Олег Наша команда слева направо Аня, Марина, Олег
И темнота царила, когда мы приехали И темнота царила, когда мы приехали
А это нас встречают хозяева А это нас встречают хозяева
Аня знакомится с хозяйкой. Никакого языкового барьера Аня знакомится с хозяйкой. Никакого языкового барьера
И в уютном уголке И в уютном уголке
Уже накрыт стол переговоров Уже накрыт стол переговоров

6 октября, суббота. Перелет и первые впечатления

Подготовку к Кубе начали заранее, задолго и основательно. Сгенерировал карты Кубы и её крупных городов, списался с арендодателями машин и гостиниц (пардон, particulara casa!), проложил маршрут. На этот раз не поленился и постарался все сделать правильно.  Нанёс на карту все достопримечательные точки из Wikitravel.org, и самые выделенные из Lonely Planet. Добавил туда же города, в которых имеются комнаты из BbInVinales.cu, это самое большое агентство по Particulara Casa на Кубе, ну или самое дружелюбное. Отвечают  быстро, советы дают полезные. Составил такой план поездки, чтобы: посетить как можно больше точек из моего списка, пробег в день был бы небольшой, ну там километров 250-300 максимум, чтобы успеть всё посмотреть, начало и конец каждого дня точно попадает на заранее заказанную касу. И чтобы при этом уложиться в строго заданные сроки (три недели, ни днем больше). И чтобы всю Кубу посмотреть, со всеми её отдаленными уголками. Арендовать машину я решил у CubaCar, вроде бы и самые крупные они, и цены нормальные дают.

Так и родился замысел того, что теперь я скромно называю «Большим КругоКубическим путешествием». А оно не маленькое (по острову длиной в 1200 километров проедем 4400 где-то, и это будет еще!), и точно, вокруг всей Кубы пройдет.

Ну, вот наконец-то настал этот день, 6 октября, и, послав на фиг всех своих клиентов, мы стартуем!

Самолет на Москву улетает в 6:50, и кое-как раскачавшись в 5:20 тихонько уезжаем на нашей терпеливой Ardeo … да нет, только в аэропорт уезжаем.

До Москвы долетели, чисто и вовремя. Порадовались за аэропорт Шереметьево, который не посещали уже лет так немало, и который значительно преобразился в лучшую сторону. А там 6 часов ожидания, и вот уже в 14:15 местного вылетели на Кубу. Полет в 13:50 длиной пережили достаточно неплохо, может быть, потому что всё время продолжался бесконечный день, солнце так до самого конца и не зашло, а может из за бесконечной фильмотеки, да и на русском всё, надо же, какое счастье!  Мариша, моя верная и любимая жена, обогатилась первым в жизни просмотром «Белого солнца пустыни», а я наконец-то целиком досмотрел «Того самого Мюнхаузена». Аня, а это третий член нашего экипажа, внезапно возникшая на горизонте, оказалась на удивление живой и компанейской девахой, и пока вроде (тьфу-тьфу!) взаимоотношения  складываются удачно.

И вот уже на исходе этого длинного-длинного дня мы всё-таки опустились на кубинскую Землю. Еще из перелёта запомнился некий парниша, обещавший кому-то уделать его на фиг. Кое-как успокоили. Ну, об этом чуть позже.

И вот уже позади и громадная очередь на паспортный контроль и долгое ожидание багажа, и вот все мы выходим во влажноватый кубинский вечер. Первый же попавшийся таксист отвез нас «на касу» Ангелиты, запросив за это 25 местных куков (ну, это почти доллары).

Ангелита оказалась дамой пенсионного возраста, вместе с мужем держащей касу «полуколониального» вида, с роскошным фонтаном, в котором как наутро оказалось, даже рыбки водились. А на крыльце сидели два чучела негров, такие импозантные старик со старухой, прямо ровесники наших хозяев. Уютную оплетенную беседку подсвечивал фонарь, всё было хорошо и спокойно.

7 октября, воскресенье. Гавана - Виньялес. И первая починка – прикуриватель.

07.10 07.10
Раз видит око, то и зуб поймет Раз видит око, то и зуб поймет
Двуглавый опиум народа Двуглавый опиум народа
Такси, недорого Такси, недорого
Многоствольный пулемет Многоствольный пулемет
Эх, мне бы такую Эх, мне бы такую
Просто красивый дом с собором Просто красивый дом с собором
Я и наша машина Я и наша машина
Дон Кихот Кубический Дон Кихот Кубический
Без рук, без ног, а голова торчит Кто это Без рук, без ног, а голова торчит Кто это
Первая кубинская крепость Первая кубинская крепость
Отель Националь, как потом выяснилось Отель Националь, как потом выяснилось
Монумент Хосе Марти, Анин любимый Монумент Хосе Марти, Анин любимый
Как хорошо было ехать по автотрассе, мы этого не понимали! Как хорошо было ехать по автотрассе, мы этого не понимали!
Партизанам тут раздолье, да! Партизанам тут раздолье, да!
А вот уже и в лес свернули, однако А вот уже и в лес свернули, однако
Ну, где тут ваши террасы Ну, где тут ваши террасы
А это мельница, как потом оказалось. А это мельница, как потом оказалось.
Как картошка, а не едят. Обидно, да Как картошка, а не едят. Обидно, да
На орлином теле красная индюшачья голова На орлином теле красная индюшачья голова
Людей здесь возят как картошку, в кузове самосвала Людей здесь возят как картошку, в кузове самосвала
Ох и предусмотрительный! Ох и предусмотрительный!
А где-то там, за горизонтом, Кайо Левиса А где-то там, за горизонтом, Кайо Левиса
Очень далёкая морская звезда Очень далёкая морская звезда
Внимание, криминальная хроника: Марина тырит бананы Внимание, криминальная хроника: Марина тырит бананы
Сюда, пожалуйста, не входить! Сюда, пожалуйста, не входить!
Дождик. Маленький такой. Дождик. Маленький такой.
Дорога после дождя Дорога после дождя
Местный ковбой. Сколько их еще увидим! Местный ковбой. Сколько их еще увидим!
А вот это и есть мангровые заросли А вот это и есть мангровые заросли
А халяву-то хорошо сосать! А халяву-то хорошо сосать!
Ах, какие подарки! Мне б такие! Ах, какие подарки! Мне б такие!

Наутро, пока Мариша еще последние сны досматривала, мы с Анютой решили прогуляться, и посмотреть, где здесь что. Заодно и пункт проката найти, который вроде бы и недалеко был. Ага, вроде бы…

Вышли на проспект Пасео, большой и зелёный, и пошли в нужную сторону. Только вот не нашли на фиг ни какого отеля  “Trip Havana Libre“, в котором мои прокатчики сидят. Ничего не поняли, и вернулись обратно, Марину этой новостью обрадовать.

После завтрака, обошедшегося нам в  4 доллара на нос, вышли мы втроем на большую дорогу, разобраться с этим исчезающим отелем. В указанном месте его опять не оказалось, а на наши расспросы местное население посылало нас куда-то в сторону центра. Ну и пошли, и пошли.

В результате я, наконец, сообразил, в чем заключался мой просчет. В ваучере прокатчиков значился отель «Havana Libre», а я пытался найти их в малоизвестном «Trip Havana Libre». Н-да, внимательнее быть надо. В результате всё-таки дошли до отеля, громадной такой свечки. И встали в очередь к прокатчику, у которого сидело уже две группы. В одной из них с удивлением узнали… нашего буяна из самолета. Неторопливо так беседовал этот прокатчик со своими клиентами, аккуратно и медленно заполнял бумажку за бумажкой. И нудно так рассказывал каждому о том, что включено в страховку и что из неё исключено. Долго-долго рассказывал.  В результате я уже  и сам мог рассказать любому эти его 5 пунктов.

Потом оказалось, что за страховку машины надо платить исключительно наличкой,  и мы двинулись в банк. Да, еще он сказал, что МастерКард в банкомате не принимают. Блин, вот подарок! А у меня именно она. Отстояв приличную очередь я … перепутал два английских слова hundred и thousand и получил на руки 200 куков только. Ай! Обиженно закричал я, но мне прозрачно намекнули, что до следующей попытки должно пройти минут пятнадцать.

Ну и ладно, и пошли мы забирать свою машину. Им оказался потрепанный Huindai i10 на 60 тысяче пробега. Но, что интересно, с автоматической коробкой! А за это обычно просят дополнительных денег. С нас же, наоборот, за новую машину просили доплату, мы же отказались. Сел я на это чудо техники и сначала понять не мог, почему мои пассажирки по салону летают, едва я сцепление выжму. Пардон, какое сцепление, это же автомат? А на что это я левой ногой нажимаю? Оказалось, что это педаль тормоза, такая здоровая, что я двумя ногами по ней попадаю. Так вот откуда у моих девушек страсть к полёту прорезалась!

Дальше сделали небольшой круг по Гаване, удивляясь практически пустым улицам и почти полному отсутствию трафика. Может потому что это воскресенье было?

Привыкнув к новой для себя машине, поехали за вещами. Загрузились, развернули ноутбук-навигатор наш, и тут обнаружили, что прикуриватель ни фига не работает. Ну, нет на нем питания и всё тут.

Срочно поехали обратно в отель к прокатчику. Попутно заскочили в банк, снять нужные нам 2000 кук. Прокатчик долго ходил, качал головой, потом наугад ткнулся в предохранители, да не в те, сказал, что тут fuses не хватает. Механик, типа, привезет и поставит. И потянулось наше долгое-долгое ожидание. В конце концов, механик всё-таки появился, и, действуя пробником, стилизованным под патрон от чего-то крупнокалиберного, выяснил, что с предохранителями всё нормально, а вот прикуриватель просто заржавел. Прочистил, и все заработало.

Уф, сказали мы и наконец-то поехали. Ну, тут и начались мелкие приколы от Google. С Пасео направо на Независимости не было поворота. Ну не было и все! Проехали дальше и какими-то партизанскими тропами выехали потом на нашу трассу.

На выезде из Гаваны пошла вообще шикарная трасса – три ряда в каждом направлении, разделитель посередине. И тишина… То есть, тьфу, пустота. Иногда проедет одинокая машина и опять никого. Развязки, мосты и никого. Только под мостами кучи народу стояли, голосовали. Но мои спутницы брать попутчиков отказались, а то я бы взял. Одну, а то и парочку. Очень симпатичные экземпляры попадались.

Потом проскочили пару-тройку закрученных развязок, в которых я даже не запутался. Всё-таки не Испания, тут всё попроще будет.

В районе поселка Гуанахай (колорит-то какой) попрощались с автострадой Восток-Запад и полезли в горы, не слишком высокие, но весьма крутые и живописные. Дорога сразу стала значительно уже и слегка пораздолбанней, поездка разнообразилась небольшими серпантинами.

Лас Террасас

Туристический комплекс "Лас Террасас", где царит природная экзотика – превосходнейший место для единения с природой. Многие из всех этих мест привлекают специалистов и любителей, занимающихся трекингом, ведущих наблюдение за птицами и увлекающихся спелеотуризмом; тропы для пешеходных и велосипедных прогулок должным образом размечены и снабжены указателями.

Те, кто захочет исследовать эти вечнозеленые леса, мангровые заросли, таинственные гроты и прекраснейшие водопады найдут здесь настоящий рай. Благодаря эффектному пейзажу и широкому разнообразию флоры и фауны, Пинар-дель-Рио - сказочное место для тех, кто увлекается экологическим и приключенческим туризмом.

Кроме этого, здесь можно посетить старую сигарную фабрику и ликерный завод, на котором с 1892 года ручным способом производят "Гуаябита дель Пинар" - своеобразный алкогольный напиток, являющийся одним из отличительных продуктов этой провинции.

Очарование природы Пинар-дель-Рио дополняется неподражаемостью её столицы с тем же названием. Здесь, Вы можете увидеть большой веер архитектурных построек - эклектизм 19-ого века, которые придают городу свой отличительный стиль. Уникальные современные отели в исторических зданиях готовы принять своих гостей со всего мира.

Многие гостиничные сети на Кубе имеют свои отели в Пинар-дель-Рио, где комфорт сочетается с неподражаемой природной красотой этих мест, создавая идеальные условия в том числе и для делового, инсентив туризма, для проведения конференций.

Посещая провинцию Пинар-дель-Рио, повсюду Вы встретите радушие и гостеприимство местных жителей. Красивые и сильные люди, щедрая природа Пинар-дель-Рио приглашают Вас пережить разнообразнейшие и незабываемые приключения тропического лета.

Начинался наш маршрут. И начался он туристическим комплексом Las Terassas, интересным местечком, за въезд в которое взяли по 2 кука с человека. Миновали пару смотровых площадок (Mirador) с потрясающим видом и выехали к старинным каменным зданиям, вроде бы восстановленной кофейной плантации. Здоровенные террасы-ступени, протянувшиеся  вдоль по склону, как раз и дали название деревушке. Наверху – древняя кофемолка, а как еще назвать громадную мельницу с ручным приводом, цель которой кофейные зерна? Тут мы впервые разглядели местных толи орлов, то ли коршунов, просто оккупировавших здешнее небо. На здоровенном крылатом теле приютилась красная индюшачья головка.

Нашли какие-то плоды, размером с картошку, но светло-желтые и пупырчатые. Несмотря на заверения местной тетеньки, что это не едят, Марина всё-таки рвалась их попробовать.

На озере, в паре километров ниже гуляло местное население. Можно было арендовать лодку, или бунгало, или просто поесть в кафушке.  Дедушка, который машину нам заботливо парковать помогал, очень на это надеялся, а мы не очень – дождик шел.

Кайо Левиса

Этот островок из архипелага Los Colorados находится на северо-западе Кубы. Его коралловые пляжи и дно океана не сравнимы ни с чем. Остров окружают массивные коралловые образования, населенные водорослями, медузами, рыбой-попугаем, черным лещом, пристипомой и другими видами рыб. Морской волк, кубинский карась, различные ракообразные (в том числе - лобстеры) встречаются здесь очень часто. Одно из лучших мест погружения здесь - La Corona de San Carlos. Cayo Levisa находится всего в нескольких минутах от Palma Rubia - отправной точки для этой экскурсии, и всего в 146 км от Гаваны. Центр подводного плавания – «Diving World».

Остров входит в состав архипелага Лос-Колорадос, расположенного у северо-западного побережья Кубы, в 146 км от Гаваны. Добраться до Кайо-Левиса можно на лодке от г. Пальма-Рубия.

Особенности: прибрежные воды острова славятся массивными формациями кораллов-звезд и кораллов-мозгов, также здесь можно увидеть рыб-попугаев, рыб-хирургов, бермудских голавлей, красных морских окуней, люцианов и скопления ракообразных. Одно из самых популярных мест для погружений – Корона Святого Карлоса – коралловые хребты, в которых обитают несколько видов скатов.

И поехали мы потихоньку в сторону Cayo Levisa, красивого кораллового острова с пляжем. Но вот дорожка до него оказалась как бы это помягче, ну очень сильно разбитой, узкой. Асфальтовой она была… Лет немало назад. В одном месте даже была размыта совершенно, пришлось объезжать. А потом хлынул дождь, настоящий, тропический, и ехать стало совсем весело. Особенно когда дождь всё-таки кончился, и от дороги повалили  клубы пара, совершенно закрывающие иногда обзор.

Первый раз увидели, как возят на Кубе людей: как картошку. Россыпью, в кузове самосвала, набитых так, что им и выпадать некуда. Сгружают, правда, не поднимая кузов.

Кое-как мы до нашей Левисы доехали, но перед глазами оказался только деревянный пирс, уходящий через мангровые заросли к черной воде, в которой плавали многочисленные водоросли, напоминающую нашу осоку, а в них отдаленно маячила морская звезда. По позднему времени (а уже доходило часов пять) корабли на остров не ходили, а на берегу даже пляжа никакого не оказалось. Поснимали природу вокруг,  вздохнули о неопробованном ещё кубинском море, но в мангры лезть не рискнули.

Зато рискнули залезть в банановую рощу, которая была на выезде из поселка, и была ничья, совершенно ничья. Ведь забора вокруг не было, правда же? Ну, значит, и бананы были ничьи. На всякий случай оторвались от висевших на хвосте велосипедистов, и рысью кинулись в лес. Бананов хотелось – жуть. И вот первый раз в банановой роще, видим эти самые, бананы, держим их руками. Наломали их полмашины, так они у нас до самого конца и лежали зелёные. Одну ветку даже в Новосибирск привезли.

Но день-то не резиновый, очень быстро к закату дело движется. Решили прокинуть тот заповедник, который La Guira, всё равно не успели из-за сегодняшних ремонтных приключений. Поехали сразу в Виньялес, эту столицу горного края. Наконец-то понял, что на карте означает серый цвет. Да это же горная страна, может и не очень высокая, зато ух какая труднопроходимая, как сегодня выяснилось.

Уже почти стемнело, когда мы до Виньялеса доехали, То есть, как я сейчас понимаю, время было около семи. Тут быстро темнеет. В семь еще все видно, а в 19.15 уде ничего. Как будто свет выключили. Раз и нету.

Сегодняшнюю касу нашли быстро и просто. Навигатор четко вывел на  задворки поселка, и там, в крайней улочке и была она, каса  у Обеля и Джоли. На дворе у этих милых ребят такая роскошная деревянная постройка была, что просто закачаешься. В ней нас и поселили за 15 кук, что вообще-то было абсолютным рекордом за все время.

Но самое приятное поджидало нас внутри. Подарок от BbInnVinales.Cu. Бутылка Guayabita del Pinar, их фирменного напитка, и диск с кубинской музыкой. Бутылку, мы, каюсь, до дома не довезли, а вот музыка у меня до сих пор играет.