Пороги Хамсары. 15 – 18 июля

15 июля

Сразу после водопада Хамсара представляет собой ряд шивер.

Хамсара сразу после водопада

Длятся они продолжительное время, постепенно сменяются перекатами и просто быстротоком. Спокойной реки абсолютно нет.

Река Хамсара

При нашем достаточно высоком уровне воды мы столкнулись с проблемой чалки. На берег за весь день выходили всего два раза и то в начале сплава. Первый раз на каком-то маленьком галечнике со следами костра. Второй раз причалили на узкой зелёной болотистой травке.

Там в реке был сбой струй, т.е. возможное место для рыбалки. Поклёвки были, но никто не подцепился. Наверно, малыши интересовались блесной. Здесь же я нашла спиннинг, полузанесённый илом, оснащённый невской катушкой. Спиннинг в хорошем состоянии, штекерный, длина 2,4 м. Забрали с собой.

А Хамсара, тем временем, несётся, несётся и несётся. Берега или подтоплены или обрывистые земляные. В итоге мы остались без обеда, потому что негде было причалить. Под вечер мы увидели на берегу сооружение из жердей, сделанное под чум, и торчала палка под кострище. Мы промчались мимо, провожая взглядами и сожалея. Как же тут причаливают? Река очень быстра. Немного проплыв вперёд, увидели залив со стоячей водой. По этому заливу мы прошли как бы назад, там ещё было небольшое узкое ответвление, по которому, шаркая гондолами по береговой траве, мы зашли в тупик и оказались как раз напротив сооружения из жердей (мт 38), к которому вела тропинка. Голодных комаров, правда, очень много, зажрали, черти кусачие.

От чума к полуострову вела тропинка. Пройдя по ней до конца, мы поняли, что это место лова рыбы. Здесь и нам улыбнулась удача: легко было поймано несколько крупных хариусов, которые стали великолепной добавкой к нашему отощавшему меню. Дело в том, что продуктов на первую часть маршрута было взято на 18 дней с 500 граммовой раскладкой. Мы гуляли уже 20 дней. Последнее время приходилось экономить и без того скудные припасы.

Вечером подъезжали местные тывинцы, человек 6-8, на большой длинной лодке. Наверно, семья, т.к. там были люди разных возрастов и дети. Они ехали вверх ловить рыбу. Подсказали нам, какие приманки лучше использовать. Удивлялись нашему катамарану: «Вы пороги Хамсары будете обносить? На вашем судне да через эти пороги!.. Нет! Ни в коем случае! Вода большая, очень опасно!»

16 июля

С утра ниже по течению появилось очень много хороших мест для биваков. А мы стояли в таком месте, где комары зверствовали, никакой репеллент не помогал. Мы плыли и видели, вот здесь можно было на галечке встать, и здесь... Столько галечников прекрасных, где ветерком обдувает. А вот была бы тут рыбалка, вопрос… Хамсара тем временем стала обычной таёжной рекой, ничем не примечательной.

К обеду прибыли в посёлок Чазылар (Хамсара), где в магазине купили кучу всяких продуктов (точка выхода к магазину – мт 39), которых нам не хватало. Из вкуснятины: пряники, печенье, вафли. Цены высокие, т.к. абсолютно всё, что нужно посёлку, завозится моторной лодкой их районного центра Тоора-Хем через все пороги. Кстати, позже мы видели такую лодку, полностью гружёную, идущую вверх. Аэропорт в Чазыларе зарос травой, сказали, что самолёты прилетают крайне редко, и в этом году не было ни одного.

Отплыв 3-4 км от Хамсары, встали на малюсеньком островке 2х3. Только к нему смогли зачалиться, а так берега обрывистые, земляные, встать негде. Когда не надо, галечников очень много. Когда надо, ну, ничего абсолютно нет. И на этом острове у нас был царский обед, мы объелись.

Далее Хамсара спокойно течёт, разбиваясь на протоки, берега обычные, таёжные.
Уже под вечер встретился первый порожек. Оказалось, что у него и название есть – Круглый. Это полуметровый пологий слив среди валунов, несложный в прохождении.

Через 20 минут перед островом, как и положено, зашумел, зарычал порог Куцый (мт 40). Сам порог представляет собой узкий слив, где на расстоянии 50 м река падает на 1 м. В нашу воду многие камни были скрыты под водой, но все ещё высокий уровень создал ниже слива высокие стоячие кипящие валы на большом протяжении

Порог Куцый

. Порог мы не осматривали, не останавливались, просто очень медленно плыли на подходе и наметили при этом линию движения. Следуя этой линии, мы обошли все крупные валы и с левой стороны причалили. Здесь большая галечная отмель, очень много выброшенных деревьев и следов пребывания людей, в т.ч. и мусор. На бивак здесь не остались, т.к. общее впечатление – неуютно.

Нижняя часть порога Куцый

Проплыв совсем немного после порога, увидели стоянку на правом берегу (мт 41), высадились. Стоянка оборудованная, только очень много злющих комаров, но деваться некуда. Здесь немного половили рыбу, поймали двух небольших хариусов. Потом я замешала тесто, а Володя испёк большую кучу оладушек.

17 июля

Проплыв несколько километров от места ночёвки, после большого, сравнимого по ширине с самой Хамсарой, правого притока Бедий, начался порог Рябой (мт 42) длиной 1,5 км. На нём мы выделили бы четыре ступени. Первая ступень – простая. Ниже на правом берегу прекраснейшая стоянка. Знать бы о ней заранее! После короткого затишья начинаются 2-я, 3-я и 4-я ступени порога Рябой. Они отделяются друг от друга шиверами. С нашей точки зрения, определяющей является вторая ступень. Местами там валы доходили при нашем уровне воды до 1,5 – 2 м. Огромные камни в русле и пенные «бочки», в одну из которых мы попали, т.к. бороться с течением почти бесполезно, оно нас и принесло в «бочку». Обдало свежей водичкой и дальше понесло. 3-я и 4-я ступени были похожи на вторую, но нам показались проще. Возможно, сказался опыт прохождения второй ступени. После порога мы немного мокрые, а так все нормально.

Вскоре после порога река широко разлилась до 600-700 м, течение почти отсутствует. Этот прямой участок под названием «Тихий» тянется около 7 км. Нам повезло в том, что не было встречного ветра, мы плыли по глади.

Река Хамсара

Как только река сузилась, на повороте мы встретили большую песчаную отмель (мт 43), где и пообедали. Заодно валялись на песке и принимали солнечные ванны. А после обеда не столько плавали, сколько ловили рыбу. В многочисленных заливах много укромных местечек. В одном из них на маленькую блесну №2 поймалось сначала два небольших окунька, которых позднее отпустили за ненадобностью, а потом на неё напала большая щука. Один крючок блесны она сломала, но два других прочно вошли в её челюсть. Минут пять шла борьба между рыбой и человеком. Победил, естественно, человек. Он немножко умнее.

Чуть ниже на большой уютной поляне (мт 44), заросшей высокой травой и разнообразными цветами, встали на бивак.

Когда траву примяли, нашлись следы прежних биваков и кострище. Весь вечер был посвящён щуке: жарили, варили, ели.

Прямо напротив нашей стоянки Хамсара образовала природный аквариум. В исключительно прозрачной воде прямо у берега раз за разом величественно проплывал большой ленок, а чуть в стороне играли хариусы. Наблюдать за этим действом было очень интересно. Рыбной ловлей мы не занимались, т.к. сначала надо было съесть щуку.

Вечером прошёл небольшой дождь. В небе засияла радуга.

Радуга после дождя

18 июля

С утра проплыли несколько километров по тихой Хамсаре, течение очень слабое. Потом началась (мт 45) Кижи-Хемская шивера общей длинной около 12 км. На шивере по всей ширине реки встречаются камни, некоторые огромные, после них – «бочки», объехать которые не представляет труда.

Сама шивера несложная, но примерно в центре находится порог «Щёки» – это сужение реки (до 70 м) в «щёках» из красноватых скал. Протяжённость бурного участка около 150 м, высота валов значительная, у нас она доходила до 1,5-2-х метров, и валы стояли серией. Покидало нас там хорошо. «Держись! Держись!» Местные называют это сужение «Гитарой», наверно, похоже на деку гитары с её «талией». Потом было второе сужение – тоже валы, только поменьше 1-1,5 м. Ниже "щёк" шивера продолжалась ещё около 6 км.

Проплыв шиверу, мы начали ждать впадения Кижи-Хема. На стрелке хорошая стоянка (мт 46), и мы хотели там пообедать. Но тут заметили одну длинную местную лодку и две надувных под мотором. Стоянка занята. Надо плыть дальше.

Но вдруг с берега донеслось: "Вы Китаевы? Из Ульяновска". Мы обалдели. За тысячи километров от дома нас узнают.

– Откуда вы нас знаете?

– А мы смотрели ваш фильм и читали отчёт, фильм по Бахте. Мы вас узнали!

Как приятно! Немного пообщались.