Река Мана
Владимир Чивилихин в повести "Серебряные рельсы" называет реку Мана красивейшей сибирской рекой.
Мана до Нарвы. 15 – 19 июля

Река Мана у моста Река Мана у моста
У пос. Выезжий Лог У пос. Выезжий Лог
Мана у пос. Выезжий Лог Мана у пос. Выезжий Лог
Мана у разъезда Лукашевич Мана у разъезда Лукашевич
Река Мана Река Мана
Герань луговая Герань луговая
Труженики на сборе Труженики на сборе
Бивак на Мане Бивак на Мане
Мана в районе урочища Пологое Мана в районе урочища Пологое
Мана перед пос. Кожелак Мана перед пос. Кожелак
Мана перед д. Голубевка Мана перед д. Голубевка
Река Мана Река Мана
Беседа с рыбаками Беседа с рыбаками

До утра просидели на вокзале в Мане и слушали бесконечные раскаты грома и ливень за окном. Гроза длилась всю ночь.  Мы уже не первый раз столкнулись в Саянах с тем, что грозы идут чуть ли не сутки. Откуда столько зарядов в воздухе?

Когда рассвело, договорились с одним из работников железной дороги о заброске до реки. В магазине посёлка мы ещё подкупили продуктов и большой арбуз. На Ману мы приехали отдыхать после трудного похода, поэтому без арбуза никак.

Нас подвезли к автомобильному мосту через Ману выше по течению. Здесь, на большой поляне (мт 70), обычное место стапеля всех, кто сплавляется отсюда.

Мост через Ману, откуда мы стартовали
Место сбора катамарана

Мы, не спеша, до обеда собрали катамаран, но никуда не поплыли, хотя погода была весь день хорошая. Одна из причин – бессонная ночь, и у нас было очень вялое внутреннее состояние. Короче, активно работать на воде мы не хотели. Мы хотели одного – спать. Но это не помешало нам съесть 7-килограммовый арбуз за день.

На следующий день отплыли только к обеду, т.к. ночь и всё утро был дождь или морось.

Река Мана на участке до Нарвы имеет хорошее ровное течение, плёсов на реке нет.

Мана ниже разъезда Лукашевич
На поворотах разбивается на протоки многочисленными мелкими островами. Выбирать главную протоку легко и просто. Завалов на реке нет. Возможно, они есть на малых протоках, но мы туда не заплывали. Часто встречаются «расчёски». Есть небольшие береговые скалы.

Около 60 км река идёт вдоль железной дороги Абакан-Тайшет, но движение поездов редкое. Именно в этом районе через Ману проложено много мостов, прохождение которых сложностей не вызывает. Когда железная дорога уходит в туннель, мосты заканчиваются.

Река Мана

Речка является излюбленным местом отдыха красноярцев. На реке много рыбаков, многие ловят с лодки, но есть рыболовы и на берегу. Часами стоят и бросают спиннинги или водят «кораблики». Видя, какие усилия они прикладывают к ловле мелкого хариуса, мы над собой подшучиваем: кинули 2-3 раза, не клюнуло, ну, и всё. Посвящать этому занятию многие часы это не для нас. Из туристов видели только одну большую группу красноярцев, которые сплавлялись на резиновых лодках до Нарвы.

Мест для стоянок немного, особенно вначале. Можно часами плыть и не встретить готового бивака. А мы искали именно их. Делать самим на такой популярной реке нам было лень. Правда, на стоянках всегда была проблема с дровами. Только отойдя подальше в сторону, можно было их найти.

По берегам часто встречалась чёрная смородина, но она была кислая и недозрелая. Мы ею не увлекались. В тайге на стоянках иногда встречались грибы: белые , рыжики и подберёзовики.

Достопримечательности.

В посёлке Выезжий Лог у моста через Ману поставлен камень-памятник Владимиру Высоцкому. Именно в этих местах снимался фильм «Хозяин тайги», в котором Высоцкий играл одну из главных ролей.

Камень-памятник Высоцкому у пос. Выезжий Лог
Табличка на камне-памятнику Высоцкому

Примерно через 2 км после впадения притока Биресук на правом берегу Маны находится именная хорошо оборудованная стоянка (мт 72), где есть и крытая веранда, и костровое имущество. Многие оставляют тут продукты. На большом кресте табличка – Мелехов Андрей Васильевич.

Именная стоянка на Мане
Табличка

Пока плыли до Нарвы, погода нас не баловала: часто шли дожди или морось, пасмурное серое небо, туманы. Сырость везде.