Заключительная глава 
Итоги и рекомендации

     По району путешествия:

    Если у вас цель – рыбная ловля, то нужно идти в азиатскую часть. В июне месяце рыбалка там великолепная и практически повсеместная. Лес на азиатской стороне Урала (лиственницы) расположен ближе к горам, чем на европейской. Рыбалка на европейской стороне гораздо хуже, да и ловится только хариус. Эстетически красив район Пайера. В июне он смотрится сурово.
     По реке Кокпеле (европейской) можем сказать следующее:
     - хороший лес, нужный для постройки катамарана далеко от гор, в верховьях реки вдоль берегов растет ивняк, затрудняющий движение вдоль берегов;
     - с Кокпельского перевала нет дороги вниз по долине Кокпелы (как указано на картах), кругом труднопроходимая тундра (дорога идет по европейской стороне вдоль Уральского хребта, не спускаясь вниз);
     - река Кокпела в верховьях разбивается на множество проток, которые мелкие даже в июне месяце.

     По маршруту:


    Нам не удалось пройти запланированный маршрут. Оказалось, что мы попали в межсезонье. В горах происходило массовое таяние снега, реки в верховьях начали освобождаться ото льда. Переправы через них представляли определенную сложность. Снег в горах лежал очень низко. Поэтому мы упростили маршрут, пройдя на Пятиречье частично по стандартному маршруту. Наш вариант начала похода нам кажется достаточно интересным и логичным.

     По времени путешествия:

    Погода в июне месяце на Полярном Урале неплохая. Но, теплые, и даже жаркие дни, могут смениться резким похолоданием. У нас в районе Пятиречья такое похолодание длилось несколько дней. В июне месяце мало дождей. Но в это время еще не везде стаял снег. А он сильно затрудняет движение в период своего таяния. Июнь месяц на Полярном Урале – это весна. Начинают распускаться почки, появляются листочки, цветы. Если вы идете за ягодами и грибами, то это не ваш месяц. Совсем другое дело, если вы идете в поход ради рыбалки, преследуете спортивные цели или ищете красивые пейзажи.

     По питанию:

    Мы брали (кроме сахара) продуктов на 16 дней, при запланированном времени похода 20 дней. При наличии рыбы это себя полностью оправдало. Даже остались продукты. Мы не брали примус. Считаем, что на невысоких перевалах можно приготовить на полярной березке или сделать сухой перекус.

     По личному снаряжению:

    Мы шли в невысоких резиновых сапогах, на ноги наматывались портянки. Это себя оправдало в полной мере. Воды было предостаточно. Броды, как правило, были выше уровня сапог. Конечно, болотные сапоги были бы комфортнее, но кроме переправ мы еще и ходили. А идти в легкой обуви несравненно легче, чем в тяжелой.
     Из личного снаряжения не использовались только запасные портянки. Остальное все использовалось, и было достаточно для прохождения маршрута. Мы взяли один комплект телескопических палок на двоих. Нам их хватило. В некоторых отчетах в качестве основной обуви предлагают использовать горные ботинки. Но ведь они тяжелее, легче промокают и труднее сохнут. Для походов, аналогичных нашему, их применять нецелесообразно.

     По общественному снаряжению:

    Сковорода себя полностью оправдала.
    По катамарану нужно сказать следующее: мы использовали четырехместный пятиметровый катамаран и не пожалели, что не взяли маленький двухместный. Реки в этом районе широкие и мощные, озера большие. На большом катамаране мы всегда были сухими от воды снизу, да и его размеры вселяли в нас уверенность в его надежности, тем более что мы не брали спасжилеты в целях экономии веса. Но необходимо остановиться на материале оболочек катамарана. Нижняя часть оболочек было новой и сшита из ткани типа «Оксфорд». Но, уже к середине похода оболочки протерлись и требовали ремонта. Раньше у нас были оболочки из авизента, и они были гораздо прочнее.
     
     По рыбной ловле:

     Мы ловили только на спиннинг хариуса, окуня и щуку. На хариуса лучше всего зарекомендовала себя серебристая узкая вращающая блесна № 2 («Мюран»). Для удобства заброса применяли леску 0,26 без груза. Необходимо отметить, что хариус также брал на желтые и на красные вращалки №2 и даже №3. Иное дело при ловле щуки. Здесь, часто даже лески 0,3 (прочностью 10 кг) было недостаточно. Рекомендуем применять плетенку. Щука и окунь брали на любые вращающие блесны (для щуки лучше максимально крупные или двойные). Необходимости применять силиконовых приманок не было никакой. Хотя, по словам егеря Андрея, они эффективнее блесен при ловле окуня (щука их сразу приводит в негодность).
     Кстати по местам ловли: хариуса много в Пятиречье (мы ловили в низовье Бурхойлы), в азиатской Кокпеле. Щуки и окуня полно в Танью. На европейской стороне ловится только хариус, да и его количество на порядок меньше, чем в азиатской.
     В реках на азиатской стороне видели нехищных рыб. Но их не ловили и ничего не можем посоветовать по ловле сиговых рыб. Рекомендуем за советом обратиться к егерю Андрею, он может продать и червяков для насадки. Кстати червяки прекрасная насадка при ловле хариуса, на них клев в течение всего сезона. В начале лета хариус активно клюет также на мушки, ближе к осени этот клев ухудшается.

     По картографическому материалу:

     Лучшими, из имеющихся у нас по Полярному Уралу, мы считаем карты – двухкилометровки. Они созданы на основе километровок, но на них больше дорог соответствует местности. Километровки слишком старые и никаких преимуществ перед двухкилометровками не имеют. Дорог, обозначенных на километровках, как правило, сейчас не существует.

     По вопросу о комарах:

     В начале июня комаров на Полярном Урале нет. Комары появляются после стаивания снега, обычно к середине месяца. Причем, если погода хорошая, то количество комаров удваивается каждый день. Комары активны круглые сутки, так как стоит полярный день. Применять накомарник не всегда удобно. В нем душно и через него плохо видно. Приходится применять репелленты. Мы применяли простейшие отечественные. Их эффективность была невысока. ДЭТА защищает чуть лучше ДМФ. Рекомендуем испытать другие репелленты, в том числе и в аэрозольной упаковке. Палатка должна полностью препятствовать попаданию комаров внутрь.

     По транспорту:

     Поезд № 391 Челябинск – Москва. Отраправление из Ульяновска в 20.50. Прибытие в Москву в 14.00. Поезд № 210 Москва – Лабытнанги. Отравление в 19.20 по нечетным дням. Прибытие в Харп Северное Сияние в 15.40 через день. Поезд до Инты фактически идет как скорый, затем делает остановки почти на всех станциях, в том числе Полярный Урал, Полярный и т. д.
     По четным дням в Лабытнанги отправлялся фирменный поезд «Полярная стрела». Проезд в нем по стоимости сравним с полетом на самолете.
     Обратно возвращались на поезде Воркута – Адлер до Саранска. Ехали «официальными зайцами». Из Саранска без проблем на автобусе до Ульяновска. 
     Рекомендовать пассажирский поезд Адлер – Воркута для подъезда мы не можем, так как в Саранске он проходящий и есть проблемы с предварительной покупкой на него билетов. Тем более, что в Сейде предстоит пересадка на другой поезд (идущий на Лабытнанги), все это сводит на нет преимущество более короткого пути, тем более что поезд № 210 идет как скорый.

Комментарии
орлов-бух25.12.22, 12:58
Память с нами остаётся! Перечитываю... 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4 к.с.
Ссылка: