Путешествие дилетантов по Хорватии и Черногории
Нитка маршрута
Загреб - Мария-Быстрица ...
Хорватский дневник 
Вступление: как задумывалась эта поездка, и почему именно Хорватия?

       Сначала было слово. Ну это всегда так бывает. И слово было у начальника Марины, и гласило оно о том, что отпуск у неё будет, как и планировалось, в конце апреля. Продолжительность – по разным бюрократическим соображениям – не меньше 20 дней. Ну и всё, начало было положено, временные рамки определены. Осталось определиться с малым, куда собственно, едем. Было это все в начала 2007, где-то после январских каникул.

       Дальше – проще. Открываем сайт poedem.ru, смотрим список стран, начинаем копаться, отсеивать те страны, где уже были, и те, куда весной нету смысла ехать. Все это начинает затягиваться, список стран длинный, и внезапно пробую посмотреть его не с начала, а с конца алфавита. Натыкаюсь на Черногорию, и понимаю, что об этой стране знаю предельно мало, да ничего почти, кроме того, что там красиво. Очень. Откуда знаю, тоже не помню. Начинаю собирать сведения по И-Нету, уже заранее очарован этой горной страной, но потом кто-то из знакомых произносит «Да это всего 200 на 200 километров, что ты будешь там делать три недели?».

       Пришлось задуматься, что территория и вправду, небольшая, особенно по нашим сибирским масштабам, где только Новосибирская область примерно 700 на 300 километров. Гляжу на карту, чего бы еще такое прицепить. По началу традиционное желание: Чехия. Там мы еще не были, там живет и имеет свой турбизнес наша хорошая знакомая Лена Андреева, это недалеко, и тоже из конца алфавита. Однако, при ближайшем рассмотрении, всё оказалось сложнее. Куча необходимых виз, сложности с перелетом, транзиты и прочая пакость. И вдруг как просветление: Хорватия. Это вовсе по соседству, виз не надо, там, говорят, не менее красиво, и это тоже из конца алфавита :). И эта связка стран как раз потянет на три недели путешествия. Причем, вариант с готовым туром отпал сразу, не любим мы с Мариной пляжно-организованного отдыха, да и автобусные маршруты несколько поднадоели. Бежать стремглав в толпе под крики гида «Быстро смотрим направо, быстро налево, а теперь быстро-быстро фотографируем» тоже утомляет. Значит, лучше всего будет автопутешествие, а так как от нас это далековато (дня четыре будешь пилить в одну сторону при полной нагрузке), то вариантов нет – брать машину на месте.

       Дальше уже дело техники. В конце апреля в Хорватию чартеры еще не летают, либо не дают билетов без их тура. Значит, регулярка, а это только Аэрофлот в Загреб, через Москву, а значит, и до неё также Аэрофлотом, чтобы льготы получить на сквозном тарифе.

       Теперь с визами: их не надо, но, как подсказывают знатоки с хорватско-черногорских форумов, для пересечения границы необходимо доказательство того, что хотя бы в первые дни ты не будешь бомжевать в этой стране. Достаточно подтверждения хотя бы одной ночевки. Для этого нужен либо ваучер из отеля, либо гарантийное письмо от частника. А так как мы планировали выезд в Черногорию и возвращение обратно, то такое подтверждение нужно и на день возврата.

       Поначалу пробовал найти отели сам, обнаружил такой приятный сайтик croatiahotelsguide.com, где работает классная искалка: даешь город или регион в Хорватии, число звезд или примерную стоимость проживания, и тебе предоставляют весь список отелей с адресами и телефонами. Выбрал штук 6-7 подходящих отелей в районе Загреба, разослал запросы, и стал ждать. Ответил только один, причем стоимость озвучил раза в полтора большую, чем было заявлено.

       Как потом оказалось, большинство недорогих отелей находятся в летаргическом сне до начала сезона, иногда до июня включительно. И отвечать на письма там просто некому. Тут помогла наша подруга из Чехии, и по своим каналам забронировала пару ночевок в отеле Загреба. Он назывался вызывающе коротко «И». Не смотря на свое короткое название, этот отель очень даже не маленький, четко оправдывает свои три звезды и по сервису и по ценам: 63 евро за двоих с завтраком.

       Что касается возврата из Черногории, то здесь решение было еще проще. Каждый, кто хоть раз смотрел форумы по Хорватии, помнит магическое сочетание букв «Marusic». Вот именно, к ней я и обратился, к нашей дорогой Наташе Марушич. Ответ был мгновенный,  цена приемлемая,  и через немного времени у нас была скан-копия её гарантийного письма, а также много-много полезных советов, что стоит сделать, а чего не надо. То есть уже было зафиксировано начало маршрута и его середина.

       А дальше был принят и приведен в исполнение оперативный план поездки, состоящий в отсутствии всяких планов. Примерно представляли, что сначала покатаемся по северу и востоку Хорватии, потом Истрия, Кварнер, Далмация. Где-то между заедем на  острова, лучше на все подряд, потом в Дубровник к Наташе, Черногория,  дня на три, а потом остатки, то что не успели посмотреть на пути «туда».

       Где ночевать – заранее не продумывали, рассчитывая на то, что еще не сезон и места в отелях или апартаментах будут. Ну, в принципе, это и оправдалось. Почти :). Правда, пару спальников на всякий случай взяли. Слава богу, они не пригодились. Кроме одного – он на пляже подстилкой поработал.

       Последняя проблема, вернее, задача, была в выборе автопрокатной конторы с приемлемыми ценами и возможностью выезда в Черногорию (не все фирмы дают CBC-cross boarding card, то есть карту пересечения границы). Но, опять же спасибо завсегдатаям форумов за ссылочку на economycarrentals.com. Эта греческая компания работает брокером, то есть перераспределяет заявки на местные фирмы во многих странах, причем цены предлагает ниже, чем у этих самых местных фирм. И это с учетом своего интереса.

       В результате через них заказали Шкоду Фабия 1.3 механику с кондиционером на 21 день за 721 евро, включая те 136, которые уплатил собственно economycarrentals сразу с карточки. Остальные – наличкой на месте, правда, карту пересечения границы пришлось отдельно оплачивать, сто с чем-то евро. Но она строго нужна, погранцы её внимательно проверяют. В общем, эта наша «букашка» обошлась примерно в 35 евро в сутки, вместе со всеми страховками, включая стекла и колеса.

       Отдельное большое спасибо путеводителю, где советовали брать машину подобного класса и обязательно с кондиционером. Какой-нибудь литровый малыш не смог бы пролезть там, где нас черти носили, а на более крупной машине не везде можно было бы протиснуться. Короче, свои 6-7 литров на сотню наша букашка отрабатывала честно. А бензин там стоит 8 с лишним кун, то есть около 40 рублей. То есть экономия бензина в Хорватии штука не лишняя :). А кондиционер, как оказалось, на цену аренды вообще не влияет, а жизнь украшает даже в апреле, когда вроде и не сильно жарко. 

Что брали с собой, и что реально понадобилось?

       На этот раз у нас получилась поездка, когда понадобилось практически всё, что взяли. За исключением одного вышеупомянутого спальника. Но и его мы уже были готовы использовать на Плитвичских озерах и помогла только случайность.

       По одежде: старались не брать ничего лишнего, но и охватить возможные варианты от +10 и дождь с ветром, до +30 и ни облачка. Вроде удалось. Не предусмотрели только один: +20, а под ногами снегу… вам по пояс будет (массив Дурмитор). Но и там выкрутились, хотя идти по снежнику вперемешку с каменюками и кедровым стланником в городских туфлях было несколько смешно. Но туфли выдержали! Особая благодарность фирме ECCO!

       По жизни мы с Мариной фанаты фото- и видеосъемки. Поэтому, чтобы не ограничивать себя не в чем, кроме стандартного комплекта из камеры, цифротика и зарядок к ним, взяли с собой «Рапсодию». Это такой переносной USB-винчестер, способный даже на ходу скачать снимки с цифротика и освободить флешку на радость владельцу.

       Кроме этого у нас был заслуженный ноутбук «Тошиба», который играл роль и узла связи со всем миром,  и навигатора, когда к нему подключали GPS от неизвестной китайской фирмы, и фотостудии, когда надо было вращать и сортировать по темам фотографии за весь день. Кстати, на это уходило обычно от часа до двух в конце дня, но это себя оправдало, и к концу поездки все 16.000 фотографий были обработаны, развернуты в нужную сторону и расклассифицированы по дням, городам и событиям.

       Связь с окружающей действительностью поддерживали по GPRS с помощью простенького Сименс-МЕ45 (отдельное спасибо фирме Сименс). Надо отметить, что на всех 5140 километрах маршрута связь была абсолютно непрерывной (спасибо сотовым операторам Хорватии и Черногории).  И в горах, и на островах, и на дорогах, связь была, и была надежной. Единственный раз, когда мы остались на два дня без интернета, связан с моей любовью к чтению новостей и цене на GPRS в Хорватии (ориентировочно 5 кун за 100 КБ, то есть 250 рублей за мегабайт а с учетом роуминга  и еще выше).  В результате 1000 рублей со счета улетела на фиг очень быстро, и от добавочных 2000 осталось только 200 руб. Пришлось домашних просить еще 1000 руб. кинуть. Ограничившись e-mail и ICQ до конца поездки дожили нормально.

       Навигационная программа собственного изготовления неплохо выручала в Загребе, Самоборском Загорье и других протяженных местах. Карты для неё были изготовлены из сканированной карты автодорог Хорватии, Черногории и спутниковых снимков городов от earth.google.com. И им большое спасибо, но в дальнейшем, в небольших городках, вытянувшихся между морем и горами, ориентироваться стало совсем легко, тем более, что в Хорватии дорожные указатели – это просто сказка какая-то. Особенно на крупных трассах. Последний случай применения навигатора случился вечером 5 мая, когда в Дубровнике искали дом Наташи Марушич. И ведь нашли, прямо у лестницы развернулись, хотя и не поверили своему счастью. Но об этом потом.

       Самым нужным прибором в поездке оказался автомобильный адаптер 12 на 220 вольт. К нему подключали все подряд, кроме разве кипятильника, и в дороге постоянно имели и связь, и навигацию, и постоянно заряженные аккумуляторы аппаратуры, и резерв места на флешках.

       А звание самого ценного источника информации поровну поделили два путеводителя серии «Вокруг Света»:

       «Хорватия», образца 2006 года от Марии Сартаковой и Елены Стамбулян, и

       «Черногория», 2006 от Ларионовой/Макарычевой/Солодовниковой.

Самое большое спасибо упомянутым девушкам, без них такое путешествие просто не состоялось бы.

       В общем, спасибо всем, всем, всем за то, что мы прожили три недели в этой сказке.

     Хорватия. Общее впечатление. И легкое удивление.

       Как бы ни было это удивительно для нас, у Хорватии и России нашлось очень много общего. И лица на улицах, в большинстве своем неотличимые от наших типажей, и язык во многом сходный с русским, что при небольшом напряжении позволяет читать вывески и общаться в магазинах. Славянские корни – великая сила. И даже флаг похож на российский, тот же триколор но чуть в другом расположении полос.

       И даже тут уже начинаются различия. Возьмем гербы: ну российский вам описывать не надо. Мало того, что хищник, так еще и как бы это помягче… мутант? Вот то-то оно и есть. А у хорватов на гербе – шахматная доска. Символ игры умной, неторопливой. И это тоже сказывается, наверно. Сказывается и в открытой приветливости народа, и в чистоте улиц, опрятности домиков, и отменном качестве дорог даже в глухих горных селениях.

       Отношение к своему флагу здесь тоже несколько другое. Более уважительное, что ли? Флаг в Хорватии почти везде. На государственных учреждениях – само собой, на всех крепостях, башнях. И даже … на всех свадьбах. Привычная картина свадьбы здесь – это кавалькада машин с включенными фарами, громким бибиканьем и (обязательно!) хорватским флагом в голове колонны. Даже фотографироваться к памятным местам молодые идут под развёрнутым знаменем. Ну-ка, принеси у нас кто-нибудь российский триколор на свадебную пьянку, представляете эффект?

       А первое впечатление, буквально ошеломляющее после российских реалий – нет, просто не верится – это САМООБСЛУЖИВАНИЕ на бензоколонках. Только представьте: подъехал, налил сколько надо. А потом зашел внутрь магазинчика и заплатил. Может быть… И это при том, что даже видеокамеры далеко не везде висят. А если где и висит камера, так рядом крупная табличка с красной надписью «Позор!». Видно, тут россияне часто бывают. (А если серьёзно, то «позор»- это «внимание»).

       Или такой факт: стоит очередь, народ дружно покупает билеты на Плитвичские озёра. Не очень дешёвые, между прочим. 110 кун это 550 рублей, ага. И это притом, что не очень далеко отсюда в парк можно зайти. Просто, без полосы препятствий. И потом билеты уже никто не проверяет. Но я вам ни за что не скажу где это!

       Очень трудно найти пьяных на улице. Правда, есть шанс, когда всё-таки найдешь, услышать от него что-то из нашего, великого и могучего.

       За три недели нас ни разу не остановили гаишники (ой, хотя и было за что!), ни разу не проверили документы полицейские. Наоборот,  это я их иногда останавливал, дорогу спросить. И получал ответ на таком хорошем английском, что самому стыдно было.

       Многие понятия перепутаны в Хорватии. То, что у них считается деревенским домиком, у нас бы потянуло на средней величины коттедж. Обычная второстепенная лесная дорога значительно превосходит нашу, единственную, федеральную, стратегическую…. Догадались? Я о дороге М51, которая до Байкала. И евроремонт квартир,  которым гордится наш средний класс, это уровень отеля «три звезды», просто обязателен в любом хорватском доме, где сдаются комнаты приезжим. Даже если он в отдалённом районе на острове. У вас будет и горячая вода, и кафель и кондиционер, и, даже страшно сказать, биде.

       Много странного в стране Хорватия.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте