5 день. 4 августа

Утром просыпались несколько раз и засыпали снова, едва услышав стук дождя по палатке. Так не хочется выходить в дождь в неизвестный нам путь по хребту. Кроме всего прочего, мы приехали сюда фотографировать. А какие фотографии в дождь? Можно, конечно, но не нужно.
     Очередной раз нас разбудили мужские голоса, рассуждавшие о том, есть ли в нашей палатке люди. Пришлось показаться. Двое, отец и его взрослый сын, тоже шли на Пупы только своим маршрутом. После Отыртэна они планируют спуститься на реку Тумпья, потом выйти на реку Маньская Волосница и далее вверх по Печоре до хребта Маньпупунёр. Такой маршрут они освоили давно. Вероятно, в нем есть смысл, особенно в непростых условиях, как сейчас.
     – В такую погоду делать на хребте нечего. Мы сегодня добежим до Отыртена, а завтра вниз, в тайгу.
     Мы посмотрели на их плащи и болотные сапоги во всю длину ног. В таких сапогах можно, где угодно пройти: любое болото, речку. Только идти в них весь день очень тяжело.
     – Так вы ещё и катамаран с собой тащите? Почему на Ауспии не оставили, оттуда бы и уплыли. Нет, с катамараном вы медленно пойдёте, значит, вы нам не попутчики. Выходите, погода наладилась, а то не успеете.
     – Мы до урочища, это недалеко, успеем.
     После их ухода мы, позавтракав, быстро собрались и в путь. С Холатчахля всё также наползали тучи. Мы так и не увидели вершины.
     До перевала Дятлова по тропинке дошли быстро, в одну ходку. Ветер рвёт и мечет.
Каменный останец на перевале Дятлова
2008_у_020
Спряталась за каменным останцем, чтобы сделать традиционную запись в дневнике, который мы нашли у мемориальной таблички.
Мемориальная табличка на перевале Дятлова
Володя фотографировал. Ещё раз поговорили о том, по какой причине погибла группа. Все версии, выложенные в Интернете, мы знали. Обсудили лавинную версию. Как бывшие туристы-горники, эту версию отвергли: неоткуда лавине взяться, не та крутизна склонов. Но что-то в этом месте так неуютно, тревожно, что-то здесь не то. А на останце появилась ещё одна табличка с именем погибшего здесь много позднее группы Дятлова парня. Что за напасть?
     После перевала тропы нет. Берём направление на правый отрог  Холатчахля, и каждый идёт, где ему нравится. Натыкаемся на тот колодец, что раскопала группа, встреченная нами на переправе через Ауспию. А они говорили: не найдём. Неподалёку остатки старого костра, а чуть дальше туристы-юмористы из белых костей погибшего животного выложили «Весёлого Роджера».
     Поднялись на отрог, сдувает, холодно. Глазами ищем место, где можно посидеть, отдохнуть, спрятавшись от ветра. Вроде увидели, но дойти толком не успели: налетела туча и начала нас сечь мелкой крупой оледеневшего снега, летящей горизонтально, прямо в лицо. Приткнулись за камнями, пусть то ли снег, то ли град летит над нами. Заряд быстро прошёл, а на севере от нас засияла радуга: красиво, если бы не так холодно.
     Со склонов Холатчахля бежит ручей, образовавший водопад. Но нам не до его съёмок, погода не позволяет останавливаться, любоваться, фотографировать. Зато полно радуг. Со всех сторон видны тучи с идущим дождём, а между ними солнце. Как ни посмотришь, опять новая радуга зажглась. Одна, например, повисла в урочище Поритайтсори, причём ниже нас,
Радуга повисла в урочище Поритайтсори ниже нас
так интересно и необычно быть выше радуги.  Мы назвали этот день «День радуг»
Радуга
День радуг

В одном из отчетов сказано: На северном склоне Холатчахля есть камень «лицо»: если смотреть на него с восточной стороны, то напоминает голову неандертальца или папуаса, если обойти и посмотреть с запада - голова интеллигентного европейца. Видели мы этот камень только издали, т.к. вылезли на очередной отрог гораздо севернее. И опять экскурсию отменила погода. Сначала из-за вершины 921,0 поползли чёрные тучи, одна страшней другой. Потом налетел бешеный ветер, начался горизонтальный дождь, а спрятаться негде: мы на гребне, травка растёт, щебёнка мелкая. Поставили стенкой рюкзаки и спрятались за них. Видно, не видать нам обеда при таком раскладе. Для замены обеда существует шоколадка, благо лежит в кармане, легко достать. Дождь сечёт рюкзаки,  мокнут они, а мы жуём шоколад. Хорошо! Дождь кончился, а в небе новая радуга зажглась, как в сказке.
Поднялись на плоскую вершину высоты 921,0, т.к. по склонам идти труднее из-за высокого мха и карликовой берёзки. Слева – Европа, справа – Азия. В Европе небо чернильного цвета разных оттенков, одна туча догоняет другую. В Азии совсем другое дело: отдельные тучи есть, но между ними голубое небо и, что стало уже привычным, – радуги, а на самом горизонте – только лёгкие облака.
Обходя по склонам вершину 996,9 без потери высоты, вышли в район урочища Поритайтсори – конечной цели сегодняшнего дня.
     Спустились в него, но не далеко, остановились в самом верху левого притока на зелёном лужку, отыскав ровное место на восточных склонах хребта с прикрытием от западных ветров (складка рельефа). Исток одного из правых притоков Лозьвы, расположенного в узком ущелье, с его водопадами и снежниками остался сзади справа. Сначала думали сходить посмотреть, потом поленились. Близился вечер, пора заканчивать все дела с бивуаком, а эти миниатюрные водопады и снежники все равно не сравнятся с теми, что мы видали в высоких горах. Проблем с водой не было, левый приток из-за дождей был полон, хотя и представлял собой узкий ручей в глубоком русле, не увидишь его, пока не наткнешься. Приготовление пищи на газовой горелке.