День 21-й. Деревни дао. Дорога в Санзян.

Бабушка ткачиха Бабушка ткачиха
Дяденьки Дяденьки
Донги Донги
Автобус в Санзян отходит в полдень, поэтому утро решено посвятить исследованию близлежащих деревень народности донги. Девушка из отеля проводила нас до остановки местного автобуса, который идет к деревням от маленькой площади, что рядом с автовокзалом. От этой площади дорога проходит по длинному мосту на другой берег реки, за которым и начинаются сельские просторы.
Едем в деревню Чеянг. Минут 10. Была суббота, и сразу за мостом раскинулся базар. Я очень люблю сельские рынки - вот где колорит, кипение жизни, масса эмоций.
Водитель автобуса высадил нас рядом с пагодой. Это оказался типа этнографический музей с входным билетом. Вход через красивые ворота, затем крытый тротуар к большой в 19 слоев пагоде. Нам открыли дверь, и мы поднялись на самый верхний этаж, где расположены барабан и колокол. Сверху крыши деревень выглядят сплошной чередой сухой соломы.
За пагодой расположена площадка для праздников, за ней река, сувенирный киоск и изваяние мужчины и женщины донгов. На реке качаются джонки, ловят рыбу и стирают. По обе стороны находятся деревни. По деревне стоит прогуляться. Местные жители встречают добродушно. Можно зайти внутрь дома. Устройство деревень и городов донгов в большинстве такое же, как у мяо, разве что деревни расположены на равнине, а не на горе. Но основным промыслом также является выращивание риса и сельское хозяйство.
Заглянув в один из домов, увидели бабушку, ткущую льняное полотно на самом настоящем ткацком станке с челноком. Дали ей денежек, а она порылась в закромах и угостила нас грушами. Такая милая бабушка. Ткацкие станки были замечены почти в каждом доме.
Кухни у обеих национальностей устроены по-черному. Нет никакого дымоотвода, вся копоть остается в доме. Поэтому все помещение закопченное. Возраст кухонной утвари, кажется, исчисляется веками - металлические воги, чаны, сковороды огромных размеров. Быт убогий, практически доисторический. Темнота, чернота - аскеты. Здесь все еще точат ножи о камень.
Я наконец-то поняла, в чем внешнее отличие мяо от донгов. У мужчин все стандартно и одинаково - рубаха и штаны без видимых отличий нации. А у женщин распашонки-косоворотки (в основном синие) с отороченными яркой тесьмой воротом и рукавами. Волосы намотаны на плоскую длинную расческу «восьмеркой». В качестве сережек толстенные пучки ярких ниток, продетые в мочку уха.
Что мне нравится у коренных народностей, так это то, что они в своих национальных нарядах ходят каждый день - работают, отдыхают - всегда нарядные. И все одеты и причесаны одинаково. А уж какие у них праздничные костюмы! Целые замки-кокошники и ожерелья из жести с многочисленными висюльками, расшитые яркие кофты и юбки, передники и пояса. Самотканый материал, вручную сплетенная тесьма и вышивка из крученых нитей. Наверно на праздниках все очень феерично.
Дошли пешком до близлежащей деревеньки Жонглу. В ее окрестностях на рисовых полях собирали урожай тети-донги в своих нарядах. Они любезно дали согласие на фото- и видеосъемку.
Народ, когда видит нашу видеокамеру, типа невзначай пристраивается за плечом, с восторгом смотрит на ж/к экран и безумно радуется.
Итак, наш первый китайский лежачий автобус! Нужно снимать обувь на входе. Какой же долгой показалась мне эта 5-часовая поездка! Через 30 мин. я уже устала ехать. Макс был в восторге от такого автобуса. Китайцы мирно свернулись клубочком на своих местах. Одна я никак не могла пристроить свои метр семьдесят шесть на этой кушетке а-ля Мадам Рекомье. Ни лежа, ни сидя, ни подогнув коленки я не помещалась. Никогда, никогда больше я не полезу в такой автобус! Ну ладно, думаю, открою окно и поснимаю живописные виды окружающего ландшафта. Но ни тут то было! Вдруг китаец, лежавший на нижней полке подрывается, запрыгивает на верхнюю полку, что передо мной, открывает окно и начинает в него тошниться! Я вовремя успела закрыть свое окно! Из-за размазанного по всем стеклам завтрака злополучного китайца съемка рисовых полей опять сорвалась... Мама ребенка, ехавшая на полке ниже, почему-то настоятельно усаживала свое чадо пописать на пол между рядами. А обувь нас заставили снять - даже пакетики для нее выдали. Где логика???!
Вид гор за окном хуже чем от Кайли до Ронзяна. Вторую часть пути дорога была ужасная - ухабистая и пыльная. В 18 часов мы были в Санзяне. По плану мы должны были добраться до Ченьяна и остановиться там, но тяжкий путь выбил нас из последних сил, мы поселились в гостинице и, осмотрев город решили, что хватит с нас экотуризма, - едем в Пиньян на следующий день.
Санзян не понравился - грязный, пыльный, вонючий и некрасивый. Концентрат нищих, ненормальных и попрошаек. Потянуло к цивилизации.
На автовокзале, который в 19 часов был уже закрыт, народ показался нам не дружелюбным. Нам нужно в Пиньян или Даджан, но автобусы идут только в Гуйлинь и Лоншень. Выбран Лоншень. Поправили настроение в кондитерской и ужином на улице, которая за считанные минуты при наступлении вечера превратилась в караван-сарай. Ну, жареные пельмени - это понятно. А вот сладкий суп из дрожжевых рисовых шариков с сырым яйцом и имбирем - это странное блюдо. Ну, все в жизни бывает когда-то в первый раз. Кухня в этом регионе уже больше похожа на привычную китайскую. Много мясных блюд, если к мясу относятся уши, лапы, хвосты и другие части тела убиенных животных. Но все очень вкусно!

РАЗМЫШЛЕНИЯ ДНЯ:
1. Видимо безумной любовью к детям объясняется дозволенность писать им где угодно и на что угодно. Будь то пол автобуса, улица или вековые булыжники площади Тяньаньмэнь. На детских штанишках штанины друг к другу не пришиты, а держатся лишь на резинке. Поэтому чадо может присесть когда ему заблагорассудится, сделать свое дело, не утруждая себя сниманием портков и, как ни в чем не бывало, побежать дальше. Предлагаю учредить символом Китая «Писающего мальчика»!
2. Мысль о море становится навязчивой. Хочется так, чтобы дорого, пляж, купальник, бассейн, джус, в конце концов!