29 августа. 13-й день маршрута

"Мы все умрем. Но не сразу"



Иной раз, когда изматывающая езда по песку против ветра переставала доставлять удовольствие, наваливалась чугунная усталость, и при этом Якунин и Шаманский вдруг останавливались и начинали морщить лоб над картами и навигаторами, кто-нибудь из нас деликатно спрашивал:

- Ну, чё, Серега? Как там у нас...? Скока еще до обеда?

- У нас все хорошо, - по-отечески заботливым голосом говорил Серега.- Мы все умрем.- И после небольшой паузы добавлял: - Но не сразу.

Ответ всех устраивал, было ясно, что сегодня мы еще поживем. Потому что подобное мы слышали и в прошлом году, и пока все идет хорошо.



"Ну почему нам нужно умереть именно сегодня!?"

Тринадцатый день начался с предупреждения: ночью задул сильный ветер, песком забило палатки и засыпало вещи. Утром тучи мельчайшей, едва различимой кровососущей мошки - мокреца - осадили наш бивак. Ну вот откуда таежный гнус мог взяться в пустыне!? Следом за этой напастью я расстался со своими любимыми штанами. Они не выдержали очередного похода и вконец разорвались. Я оставил кусок штанины протирать технику, все остальное торжественно сжег на саксауловом костре. Наверное, не стоило осквернять огонь в тринадцатый день маршрута ...

Впрочем, сначала все было хорошо. С погодой произошла приятная перемена. Было пасмурно и нежарко. Сквозь разрывы туч веером пробивались солнечные лучи. Правда, мы затратили порядком сил, чтобы по крутому песчаному склону сайра вытолкать груженые велосипеды на террасу, но затем быстро покатились по каменистой дороге, и первые пять километров дались легко.

Потом дорога уперлась в песок. На стыке тверди и зыби красовался железный щит, из надписей на котором следовало, что мы только что покинули территорию национального парка. За границей заповедной территории милости природы закончились, и начался ужас. По песчаному полю на велосипеде ехать так же трудно, как грести на лодке по асфальту. Поэтому лучшим выбором для нас нам было вернуться в русло сайра.

Огромные территории Гоби покрыты бесчисленным количеством сайров - русел временных водных потоков. Это такие извилистые сухие реки, ручьи, овраги и овражки, идущие параллельно или расходящиеся веером. В понижениях рельефа, таких, как Нэмэгетинская впадина, концентрация сайров достигает максимума. На снимках из космоса эти площади похожи на густые ветви саксаула, отпечатанные на поверхности пустыни. Плоское дно сайров - это беспорядочное чередование промоин и намывов из песка и глины, галечных кос и островков с растительностью. Езда по сайру на велосипеде - увлекательное занятие, - это настоящий кросс-кантри. В русле всегда полно песка и мелкой гальки, но вполне можно двигаться, маневрируя по твердым островкам, крупногалечным участкам или сухим глинистым коркам. После дождя, правда, и тут ехать невозможно; как пишут, даже УАЗы не в состоянии передвигаться по размокшей глине.

Есть большая разница ехать по сайру вниз или вверх, по ветру или против. Сейчас как раз получалось худшее из возможных сочетаний.

Через каждые пять километров мы останавливались и отдыхали минут по десять-пятнадцать. Иногда получалось дольше. На одном из привалов полчаса ждали Амида с Антоном.

- Что у вас там, прокол был? Все нормально?

- Нормально. Верблюжья колючка.

- Ну что, поехали! Вы же уже отдохнули, пока камеру меняли?

- Ага, отдохнули! Как раз пять километров назад. Подожди, хоть воды попьем.

Вначале по сайру хорошо был виден автомобильный след, но по мере продвижения вверх, русло все больше ветвилось, а след периодически терялся, пока не пропал совсем. Мы долго и утомительно ехали, как первопроходцы по одному из рукавов, пока не стало ясно, что этот путь все дальше уводит нас от нужного направления. Мы попробовали сменить несколько русел, но все они были "неправильные".

Мы как-то немного заблудились. Не в таком плане, что у нас сломались все навигаторы, мы потеряли карты, разбился компас, пропало солнце, и мы не знаем где север, где юг. Просто мы утеряли автомобильный след, который мог нас вывести прямо к роднику, и теперь блуждаем в сети дремучих сайров. Кто хотел экстрима!? - Отхлебывай!

Мы остановились на очередной перекур, и я растянулся на теплой земле, не пытаясь бороться с наваливающимся сном. Народ в это время стал робко интересоваться:

- Серега, ну, и чего там у нас?.., где едем, куда подевалась дорога..., и вообще,...

- Все у нас будет: хо-ро-шо. - Серега всегда произносил эту фразу очень внятно и спокойно. Таким вселяющим оптимизм тоном, каким обычно в кинофильмах главный герой - капитан корабля, терпящего бедствие - разговаривает с членами экипажа, мечущимися по палубе с криками: "Мы все погибнем!".

Уже в состоянии полного релакса, как бы сквозь сон я услышал и окончание:

- Мы все умрем..., но не сразу, - закончил фразу Сергей.

- Так, а может, это... пусть дежурные обед готовят, а то чё-то...

- Тут по координатам совсем недалеко большой источник; доедем, будем обедать.

Прошло минут пятнадцать. Мне уже что-то снилось.

- Ну что, двинули дальше!? - услышал я и очнулся.

Есть выражение: "Он проснулся другим человеком". Это литературный штамп, но очень точный. Я, в самом деле, проснулся другим человеком: более слабым и плохо соображающим. Надо знать, когда и где спать. На привалах даже отдыхать подолгу нельзя,- это расслабляет.

С туманом в голове и вялостью во всех мышцах я ехал и размышлял о понятии "смертельная усталость". Потом мне очень захотелось есть. И тут я увидел дикий лук. Много дикого лука! "Остренькое меня взбодрит", - решил я и быстро набил травой полный рот. Еще несколько горстей я засунул в сумку на велосипеде,- всей команде на обед. По мере пережевывания мои ощущения быстро менялись. Сначала это был "айс", потом: "Нет, не айс,- гадость какая!". Потом я потерял контроль над своим организмом. Голодный желудок требовал двигать челюстями, а в это время жгучие флюиды разъедали рот, носоглотку и подбирались к мозгу. Наконец, мозг вышел из оцепенения и дал команду избавить организм от всей этой дряни. Я стал выплевывать жвачку и выбрасывать ее из сумки.

Какое бы придумать сравнение, чтобы было понятно, как я себя чувствовал в эти минуты.... "Как до смерти уставший велосипедист, нажравшийся дикого лука" - не нужно тут метафор.

- Жека, помнишь, Серега говорил, что мы все умрем? - Женька тоже пасся на луковой поляне неподалеку. - Но почему это должно произойти именно сейчас? Ну, па-чи-му сегодня!!? ... А, ну да-а-а, понимаю, сегодня ж как раз тринадцатый день...

Остальные, по крайней мере, часть команды, похоже, чувствовала себя не лучше. Только лоцманы - Андрюха с Сергеем и вместе с ними Артем - бодро мелькали впереди.

Тем временем наши штурманы снова сменили маршрут под девяносто градусов, и мы поехали практически уже в обратном направлении, преодолевая бесчисленные промоины и овраги уже не вдоль, а поперек. Фактически мы не ехали, а больше шли пешком. Попытки оседлать велосипед заканчивались через каждые 10-20 метров неуклюжими падениями и новыми ссадинами на ногах.



Мираж наоборот

Напрямик, по целине мы двигались к большому источнику Нарамдац, который обозначен на карте и описан в путеводителе. Причем, по тем же данным, родник находится у дороги и обозначен приметным бурханом.

Наконец через пару изнурительных километров мы подсекли накатанный автомобильный след, идущий вдоль гребня. Судя по координатам, взятым из книжки, мы находились в нужном пункте. Где-то здесь должен быть родник. Но, ни ориентира в виде бурхана, ни признаков воды не наблюдалось.

Это что еще за явление!? На мираж не похоже. Да и потом, мираж - это когда воду видишь, а ее нет, а тут, наоборот, вода где-то здесь, но никому не видна. Галлюцинации? - Исключено. Явно какая-то ошибка. Но в чем?

Вот она, реальная критическая ситуация в пустыне, когда измученные жаждой путники не находят воду.

У Сергея возникло предположение, что в книжном издании случилась опечатка, и какие-то секунды в координатах указаны неверно. Вопрос: насколько неверно? У Сереги были конкретные мысли и по этому поводу, и на пару с Иванычем, они пошли на соседнюю горку проверить свою гипотезу.

Тем временем дежурные взялись за приготовление обеда. Пока закипала вода, разведчики вернулись.

- Нарамдац там, - уверенно сказал Сергей. - Надо объехать гребень, там тоже дорога, до источника три километра.

Серега указал в сторону зеленого пятна на склоне гребня.


- Там кусты,- в бинокль видно. Источник там, больше ему быть негде. В книге опечатка. У меня в коммуникаторе остался путеводитель в электронной версии из интернета. Там другие цифры, по ним выходит, что родник примерно в районе кустов.

Я четко понял, что сегодня мы уже не умрем, но чтобы острее прочувствовать происходящее, постарался представить, как бы все это выглядело не в жизни, а в кино. Вот в кадре крупным планом капитан. Он твердо обещает, что все будут спасены, - и что дальше делать со зрителями? Как их заставить досидеть до конца фильма и удостовериться, что все остались живы? Может станцевать перед ними индийский танец, символизирующий, что буквально через несколько часов путешественники доплетутся до воды и там все поженятся? Это долго, скучно и несовременно. Не пойдет. Нужен динамичный happy end, такой художественный ход, который бы сразу подтвердил правоту капитана, и справедливость воцарилась в этом мире незамедлительно. Нужна эффектная сцена, усиливающая драматизм события. Тут можно даже ничего не выдумывать, а использовать надежный, сотни раз проверенный голливудский прием - внезапное появление чего-то весьма убедительного. Например, после решительных слов героя тут же в небе возникает вертолет, или с воем и мигалками со всех концов съезжаются водовозки. Все, кино удалось!

В то время, пока я фантазировал, продолжали происходить события абсолютно реальные. Причем неизвестный Кто-То - постановщик и режиссер этих событий - оказался намного изобретательнее голливудских авторов.

Как по написанному сценарию, в ту же минуту и именно в том месте, куда показывал Сергей, и куда мы все дружно уставились, вдалеке на гребне горы неожиданно возникли человеческие фигуры. Силуэты нескольких человек очень фотогенично двигались на фоне неба. Прекрасное художественное решение.

- О! Да это же люди! Ну, все, теперь точно: родник там, - подвел итог капитан.

Кто были эти люди, почему они появились именно в этот момент, а не, скажем, на полчаса раньше, и куда они исчезли, осталось загадкой.



Московские сказки про Гоби (отчеты столичных туристов)

Нужная нам дорога действительно оказалась с противоположной стороны гребня. Она проходила по небольшому каньону, напоминавшему Хэрмэн-Цав, но больше, все же, похожему на обычный карьер. В бортах "карьера" обнажались пласты белых известняков и красных песчаников. Некоторые скалы были очень интересных форм и какие-то узнаваемые,- я их видел где-то раньше на фотографиях при описаниях Нэмэгетинской впадины.

Велосипед у меня почему-то совсем не ехал, я отстал от группы, несколько раз свалился и нашел повод остановиться для отдыха: надо хотя бы заснять эти скалы, - все-таки место примечательное.

Нэмэгетинская впадина - одно из наиболее известных мест в Гоби. Тут велись крупные, очень продуктивные раскопки динозавров, и впадина, поэтому часто упоминается как в нормальной литературе, так и в различных графоманских отчетах про пустыню. Именно об этих бредовых опусах хочется поговорить подробнее. У меня сложилось впечатление, что многое из написанного - это результат раскаленного монгольским солнцем воображения. Материалом для творчества послужили эпизодические наблюдения сквозь немытые окна автомобиля, а источником вдохновения - регулярные остановки и возлияния возле бурханов.

Вот, например, в интернете есть отчет "Настоящее путешествие в пустыню Гоби". Людей, вырвавшихся, возможно впервые, из городских стен, в течение девяти дней везут на уазике по кольцевому маршруту из Улан-Батора через Гоби обратно в Улан-Батор. Читаем:

"Монгольские дороги - это расходящиеся еле видные на песке, каменной пустыне, траве следы от машин.... Каким немыслимым способом монголы ориентируются в этих хитросплетениях до сих пор необъяснимая загадка".

Да, что и говорить, на самом деле, в Гоби много таких дорог, но в данном случае, видя маршрут "настоящих путешественников" на карте, можно придти к выводу, что автор этих строк просто спал от бурхана до бурхана и просыпался только от тряски на проблемных участках.

"... выжженная каменная земля. Она покрыта сплошь каменной черной крошкой. Что это, следы вулканической деятельности или выбросы угольных пластов?"

- Надо было просто выйти из машины,- ведь уголь даже школьник может определить. И с каких пор уголь стал самовыбрасываться из-под земли, как киты на берег?

О каньоне Хэрмэн-Цав: "Видимо, много миллионов лет назад здесь произошла катастрофа, в результате которой и образовался этот каньон".

Вывод поистине "космического масштаба и космической же глупости", как сказал бы профессор Преображенский из "Собачьего сердца". Своим происхождением Хэрмэн-Цав принципиально ничем не отличается от всех остальных сотен тысяч сайров, промоин и каньонов Гоби. И пол дня пребывания в нем было вполне достаточно, чтобы это понять.

"Сегодня мы должны добраться до Нэмэгэтинской впадины. Это - одно из крупнейших местонахождений ископаемых костей динозавров. Но мы не успели этого сделать и разбили лагерь в одном из каньонов. Сразу появились находки. Слава бросился копать кости, причем он делал это почти полночи".

Не понимаю, что можно искать в темноте. И, главное, какая в этом надобность? Копать кости в полночь вынуждены, разве что, только кладбищенские грабители и вурдалаки.

"Мы отправляемся в Нэмэгэтинскую впадину. Этот день в моем дневнике отмечен, как день добычи! Ехали трудно, по сайрам и каменистой земле, срезая путь. Места просто дикие, очень редко посещаемые туристами. Доехали! Каньон производит сильное впечатление. Обрывистые стены, достигающие высоты пятиэтажного дома, расщелины, канавки, промытые водой, усложняют путь. Остановились, чтобы осмотреть места. И, тут началось...

Сначала мы увидели небольшие кости динозавров. Они просто лежали под ногами. Конечно, начали лихорадочно их собирать. И заразили монголов, между прочим. Ну, что им было делать, пошли вслед за нами. А у нас - настоящая охота, роем землю. Костей все больше и больше. И по размеру кости все больше и больше. Они - практически лежат на поверхности.
Мы сделали вывод, что здесь произошла очень серьезная катастрофа и, все живущие, в этих местах динозавры погибли одновременно. А теперь, дожди и ветер, постепенно выносят кости на поверхность. Охота продолжалась, мы бродили среди холмов и находили все новые фрагменты, а когда обнаружили почти целый скелет, решили, что уже пора остановиться... Уф, хватит!.. Полезли, конечно, на самую высокую гору. Вид открылся - потрясающий. Довольно страшно смотреть на гигантские провалы земли, поверхность холмов усыпана черной крошкой и мелкими камнями, явно это следы вулканической деятельности, которая уничтожила когда-то все живое вокруг".

Даже Иван Ефремов, написавший много фантастики о Гоби, не смог бы такого сочинить. Десятки, если не сотни палеонтологов из разных стран, особенно из Америки и Советского Союза, еще с двадцатых годов прошлого столетия в поисках динозавров начали прочесывать пустыню. Маститые профессора посвятили этому всю свою жизнь. И в результате, например в музее Улан-Батора всего лишь один скелет тираннозавра. Лучшие музеи мира имеют всего по нескольку ископаемых экземпляров. Видно, специалисты не там искали. Дилетанты и неудачники. А вот приехали три туриста из Москвы, остановились осмотреться, вылезли из уазика и прямо у дороги "обнаружили почти целый скелет". Даже копать не пришлось! Что тут скажешь.... Давно пора было утереть нос этим, с позволения сказать, "ученым".

Но мало того, за пару часов, пока туристы "бродили среди холмов", им удалось еще и всю геологическую историю восстановить, и причину гибели динозавров выяснить!

Хочется вновь и вновь перечитывать эту классику.

"Кости пришлось оставить, их нельзя вывозить - контрабанда. Но ради этого стоило ехать так далеко и трудно. Держать в руках кости животных, живших почти 100 миллионов лет назад, это, да.... Слов нет. А их подлинность проверяется, между прочим, на язык: если прилипнет, то она - настоящая".

А если не прилипнет, то значит - протез? Чудовищная глупость.

Интересно, стали бы таможенники лизать кости, или так бы разобрались.

В общем-то, я верю, что костей москвичи нашли много, и про скелет верю. Только надо было не подбирать, а похоронить останки животного. Бедный верблюд...



Я убрал видеокамеру и только сейчас увидел, что заднее колесо полностью спущено. Ясно, почему велосипед не ехал. Чтобы заменить камеру пришлось растележиваться полностью. Когда я все сделал и водружал рюкзак обратно на багажник, приехал Андрей. Я очень обрадовался его появлению.

- Ты где пропал? - спросил Андрюха. - Я уже забеспокоился. Мы тут недалеко, на источнике стали. Уже палатки натянули. Хочешь свежей воды? Давай мне чего-нибудь, - тут сейчас подъем будет крутой...



Бурхан. "Пока люди пьют, - боги отдыхают"

Высоко на склоне, почти у самого гребня из земли горизонтально торчала толстая ржавая труба. Из нее мощно изливался чистейший прохладный поток; весь склон под ним был порыт ковром зеленой травой. Ниже, на ровной площадке мы поставили палатки.

Обратная сторона гребня, тоже в верхней его части, заросла густым высоким кустарником. Именно его зелень и заметили наши разведчики издалека.

Источник Нарамдац оказался самым большим и самым чистым на всем протяжении маршрута. Не удивительно, что такой замечательный оазис был отмечен особым капитальным бурханом, и дорога неспроста проходила рядом с ним. Собственно говоря, это уже был не бурхан, а обоо - ритуальное буддийское сооружение с центральным объектом и дополнительными горками камней по четырем сторонам света.

Многочисленные в Монголии бурханы сложены из камней в различных приметных местах: на перевалах, на возвышенностях и в каких-то важных пунктах. Чем приметнее и популярнее место, тем больше и красивее сооружение. Чаще это просто горка из камней, но иногда бурхан имеет вполне определенную структуру. В данном случае это была тщательно выложенная из камней четырехгранная ступа, повторяющая форму буддийского колокольчика. Монголия сегодня - буддийская страна, хотя многие века сопротивлялась проникновению новой веры и была предана шаманизму, традиции которого отчетливо просматриваются. Наряду с явным буддийским атрибутом - голубыми лентами, - люди приносят на бурхан рога архаров, кладут на камни сигаретки, конфеты, какую-то еду, тряпочки, очень часто деньги. Все это предназначено местным богам или духам, обитающим в окрестностях. Много лет назад я спросил монгола, сколько денег достаточно положить на бурхан, чтобы бог не обиделся. "С богом не нужно торговаться. Клади любые. Если ты задумался сколько, - значит, уже пожалел"

Возле бурхана принято останавливаться и каким-то образом проявить свое уважение к богам. Простейший способ - выпить, предварительно сбрызнув через плечо немного алкоголя, приглядывающим за тобой духам.

Судя по количеству бутылок, гора которых порой соизмерима с самим бурханом, это дело здесь уважают. Я имею в виду: богов в Монголии уважают. Как-то, в составе делегации, мы возвращались на автомобилях из Чойбалсана домой в сопровождении хозяев. На каждом бурхане монголы останавливались и открывали бутылку водки. Остановок было так много, что, наконец, я спросил: "А можно я всю эту рюмку отдам богам!?". Ответ прозвучал четкий и ясный: "Пока люди пьют, боги отдыхают. Пей!".

На этот раз поход был спортивным, и выпивка возле бурхана отменялась. Хотя именно в месте этом боги того заслужили.



Волосы дыбом

Не сфотографировать такой замечательный объект было бы глупостью, несмотря на то, что условий для съемки погода не подготовила. Было пасмурно, ветрено, над Нэмэгетинской впадиной ходили грозы, то там, то здесь сверкали молнии. Из отдельных туч обрывками бахромы свисали темные струи, не достающие до земли. И только отдельные порции капель время от времени достигали поверхности, и тогда моросил безобидный дождь. Я сделал дежурные кадры и продолжал бродить вокруг бурхана, разглядывая, как аккуратно он сложен, рога, торчащие меж камней и различные подношения духам.

Вдруг, как-то плавно и неожиданно бурхан осветился солнцем, а в темном небе за ним начала вырисовываться радуга. Сначала возникла только часть дуги, затем она засветилась полностью, становилась все ярче, и над ней появилась вторая. На голове у меня зашевелились волосы. Но не от волнения, а от мощнейшей электризации воздуха. Радуга висела точно над бурханом и была так близко, что я видел, где она касается земли. Такое чудесное и внезапное изменение природы не где-то там, у горизонта, а рядом, в нескольких метрах от меня, было поистине волшебным. Плюс это мистическое шевеление волос на голове.... В эйфорию мне не дал впасть дождь с ветром, который появился одновременно с радугой и брызгал точно в объектив. После каждого кадра я поворачивался спиной ко всему этому великолепию и лихорадочно протирал фильтр краем влажной футболки. На стекле оставалась разводы, я прятал камеру под куртку, поворачивался к бурхану, затем будто стреляя по летящим уткам, навскидку делал кадр. Снова отворачивался и видел капли на объективе. Можно было добежать пятьдесят метров до палатки и взять хотя бы сухую салфетку, но я боялся, что радуга вот-вот исчезнет...
30 августа. 14-й день маршрута

Эхо тринадцатого дня



Каждый день к нам приходил некрозоопедофил

Утром колесо вновь оказалось спущенным - эхо тринадцатого дня.

Я менял камеру, Вадим, пребывающий в прекрасном настроении, как обычно вслух читал поэтические фрагменты из своей коллекции. Потребность что-нибудь продекламировать или спеть периодически возникала у Вадьки. Это происходило спонтанно, и стихи могли случиться в любой момент. Но что было неизменным и предсказуемым - так это репертуар.

- К нам сегодня приходил некрозоопедофил. Мертвых маленьких зверушек он с собою приносил! - Или другое: - Подарили мне на день рожденья надувную Ксению Собчак...

- Иваныч, вот скажи, где ты собираешь всю эту херню, и уже который год нам ее рассказываешь? Уже неинтересно про резиновую лошадь Собчак. Ты лучше выучи про лошадь Пржевальского.



Мы находились где-то в пределах Нэмэгетинской впадины, но не могли понять, где ее границы. Похоже, мы двигались по борту огромной котловины. Дорога состояла из многочисленных спусков и подъемов, при этом была гребенчатой и езда по ней сопровождалась такой жуткой тряской, что мне пришлось перекладывать сменный объектив в заплечный рюкзак. Слева и справа тянулись горы, в синем небе висели огромные кучевые облака, по широкой долине зеленели поля цветущего дикого лука. Время от времени встречались юрты и пасущиеся домашние верблюды. Впервые мы увидели пару действующих колодцев. Заметно было, что из абсолютно безлюдной территории мы выехали в места, сравнительно пригодные для жизни.

Ехать было относительно легко, не жарко (27-330С) и к обеду мы выполнили намеченную дневную норму, проехав около сорока километров. Дорога взобралась на крутой высокий холм и там, возле каменного бурхана мы расположились на обед. Отсюда открывался шикарный вид на прилегающую обширную низину и дальние горы.

К бурхану подъехали два монгола на мотоцикле; они везли с собой большого белого козла. Мужчины оставили мотоцикл, привязали к нему животное и несколько раз обошли бурхан, выполняя буддийский ритуал. Потом пассажир снова посадил козла себе на колени и компания укатила.

До 16 часов мы спали на горячей земле, но послеобеденный отдых нас не взбодрил, а наоборот, расслабил. Вначале показалось, что мы сегодня же сможем добраться до Гурвантеса, но утомительная скачкообразная езда по гофрированной грунтовке быстро отнимала силы и вскоре, преодолев 10-12 км, мы почувствовали, что оставшиеся полтора десятка километров до сомона штурмовать не имеет никакого смысла. Тем более что у Жени сломалась спица на колесе.

Мы развернули лагерь вблизи от дороги, рядом с густыми и колючими зарослями кустарниковой золотистой акации. Пока ставили палатки, налетела гроза; мы сильно вымокли и даже замерзли, потом сохли и грелись у костра.

После дождя по небу продолжали ходить темные тучи, из-под них над самым горизонтом пробились прожекторные лучи низкого закатного солнца, окрасившие поляну в яркие контрастные тона, а над землей то в одной, то в другой части неба засветились сочные радуги.


Весь вечер, до самой полуночи, мы очень душевно просидели у костра и за разговорами практически полностью извели в огне большой щетинистый куст.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: