Монголия / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Велопоход по западной Монголии

1 - 25 августа 2013 г.
18 августа. Восемнадцатый день. 
Перевал Ороохын-даваа (2350м.) – поиски выхода из долины на южную трассу 46 километров. Набор высоты 632 метра. Спуск 449 метров. Средняя скорость 9.7км/ч. Время в движении 04.42. Старт в 10.30. Финиш в 17.30


Утро 18-го дня.

Гость.
К завтраку приехал молодой монгол в подпоясанном халате и национальных сапогах с острыми носами. Преисполненный чувства собственного достоинства, он выпил с нами чаю, съел предложенные ему конфеты и печенье. Потом он сел на корточки и внимательно смотрел, как Борисыч разбортовывает колесо и меняет сломанную спицу. Когда наш гость понял смысл ремонта, то также молча начал помогать Борисычу.

 

На вид его возраст где-то между двадцатью и тридцатью годами. Но, несмотря на молодость, я не заметил в нем ни капли того хамства, что так лезло наружу из пьяного парня на вчерашней переправе. По нашему сегодняшнему гостю  - его выражению лица, горделивой осанке, неспешным жестам и молчаливости сразу было видно, что он здесь хозяин. И то, как он себя преподносил, отнюдь не выглядело комично или неестественно. Хотя, как знать – может быть он таков сейчас потому, что трезв?..



'Скоро вас съедят!' - сказал Борисыч.
Поднявшись на дорогу, мы продолжили начатый вчера подъем в перевал. Дорога такая же – качелями, с чередованием мелких спусков и подъемов.

 



Через 7 километров, проехав по деревянному мостику, мы покинули первую долину. Слева от нас появились деревья. Сначала немного, потом все больше. Подъем стал круче. Борисыч с Андрееем давно уехали вперед, как и всегда. Похоже, что основным героем фильма о походе будет Диман – он почти всегда едет рядом, терпеливо дожидаясь, пока я снимаю фото и видео.

 

Кто только нас не обгонял во время подъема – и группа китайцев, и поляки, и немцы, все на джипах.

Проехав достаточно длинный спуск, передохнули у якобы целебного источника. Питья из него я не стал по санитарным соображениям, в отличие от руководителя. Пока мы отдыхали, рядом остановился автомобиль с монгольской семьей. Они набрали воды из источника, вывалили кучу мусора из машины прямо у дороги, хлопнули дверьми и поехали дальше.

Поехали дальше и мы, как обычно, собрав за собой мусор в пакет, который везли по очереди, ну или почти по очереди.

Начался крутой подъем, закручивающийся по часовой стрелке. Исчез Борисыч – потом выяснилось, что, решив сократить расстояние, он сошел с дороги и полез наверх напрямик. В результате он чуть не отстал. Но все равно последним на вершину зашел я.

Наверху у дороги традиционно возвышается  Обо. Поднявшись на перевал Ороохын дава (2350метров), мы въехали на территорию Архангай аймака.

Поднявшийся с другой стороны перевала автомобиль объехал вокруг него три раза, после чего остановился, и из него вылезло целое семейство. Женщины расстелили коврик, на который все тут же уселись и принялись поглощать пищу. Нас угостили домашним хлебом.

Следом подполз грузовичок, водитель которого принялся угощать нас архи (слабоалкогольный напиток крепостью около 9-ти градусов, приготовленный из молока). Отпив понемногу, от второй дозы мы отказались. Руководителю из вежливости пришлось выпить еще стакан. За возлияниями мужа спокойно наблюдала его жена, стоящая поодаль. Напробовавшемуся архи еще до нашей встречи, водителю стало совсем хорошо, и он, покачиваясь, вместе с женой пошел к своей машине.

Вопреки ожиданиям спуск с перевала оказался не скоростным – «качелями».



Перед развилкой остановились. Прямо идет накатанная дорога, огибающая озеро по левой от нас стороне, с севера. Туда же прорисован трек в навигаторе. Однако руководитель настаивает на необходимости выйти на южную трассу, более оживленную. Сворачиваем вправо и спускаемся в большую долину, издалека напоминающую котлован. Слева долину ограничивает гряда высоких холмов, справа виднеются немногочисленные юрты. Навигатор несколько раз пищит, призывая не сходить с проложенного им трека, но вскоре замолкает.

 


Спуск в долину, выбраться из которой будет непросто.
Едем уже больше часа, но ощущение такое, что мы не продвинулись ни на километр  - пейзаж вокруг нисколько не меняется, лишь холмы справа стали ближе. Солнце снова надежно спряталось за тучами. Ветрено. Скоро мы должны выйти на южную трассу, где в Цагааннуре нас ждет кафе и обед.

 

 Проезжаем развилку – налево, на холм уходит нормально накатанная дорога. По  ней тут же прорисовывается трек. Андрей утверждает, что этот путь ведет к северной дороге и едет вперед, туда, где вдалеке уже угадываются движущиеся точки, поднимающие за собой облачка пыли. Однако в его утверждении не чувствуется должной уверенности. В группе появляется нервозность.

Вдруг через 10 минут Андрей останавливается и говорит, что по его навигатору надо вернуться обратно, до последней развилки, и повернуть налево, теперь верней сказать – направо. Разворачиваемся, возвращаемся, поворачиваем и начинаем подниматься на холм. Борисыч и Диман уезжают вперед. Андрей останавливается и говорит, что сейчас он разобрался – это северная дорога, а нам надо на южную. Все это он кричит вслед парням, но ветер относит его выкрики обратно, а две фигуры впереди продолжают удаляться.

- Андрюха,- говорю я,- ты же недавно уже говорил, что это не та дорога, потом наоборот, а теперь снова не та?

В ответ Андрей сослался на то, что запутался из-за показаний своего навигатора, снова попытался докричаться до парней, в сердцах оттолкнул от себя велосипед и уселся на траву. После непродолжительно диалога он снова сел на велосипед и из последних сил рванул в перевал. Я медленно поехал следом.

На подъем ушло около двадцати минут.


Когда я поднялся, все уже начали спускаться. Проехав метров пятьдесят, снова остановились. Андрей предложил сообща решать, куда же ехать. Тут мнения начали разделяться почти по количеству участников. Андрей снова завел речь о том, что по этой дороге нам на южную трассу не выбраться. В воздухе запахло грозой и в прямом и в переносном смыслах, и я молча развернул велосипед и первым поехал обратно на тот перевал, с которого мы только что спустились.

 

Обратно в долину мы слетели по другой дороге, не прямиком, а по касательной. Скоростной спуск разрядил обстановку, и когда мы уперлись в небольшую реку, все были спокойны как удавы (ну или почти все). Остановились на обед.

Неподалеку от нас, на другом берегу реки двое мужчин в национальных халатах и одна женщина грузили сложенную юрту и другой скарб в грузовик. Один из мужчин, увидев нас, подошел к реке и начал махать рукой, чтобы привлечь наше внимание. Андрюха подошел ближе к воде и завязался немногословный диалог. Пьяный монгол, не зная русского языка, жестами начал показывать нам, где находится брод и призвал поскорей перебираться на его сторону. Поняв, что делать этого мы не собираемся, он резко сменил тему, потребовав выпивку. Андрей объяснил ему, что выпивки нет, но мы можем угостить его печеньем. Монгол внезапно разозлился и несколько раз угрожающе взмахнул палкой. Видимо, желая его успокоить, Андрей бросил ему несколько печенек. Подобрав полы халата, монгол, пошатываясь, на четвереньках подполз к упавшим на траву в двух метрах от него печенюшкам, подобрал их и съел. После чего повторил свой вопрос про выпивку, снова жестами – делая движения рукой, словно опрокидывая стакан надо ртом. Получив отказ, он снова махнул на нас палкой, провел ребром ладони по шее, пообещал сделать всем нам секир башка и удалился, видимо за инструментами для проведения этой процедуры.

Пока мы через реку общались со строгим монгольским фермером, ветер усилился, небо потемнело и пошел дождь. Мы стремительно начали ставить палатку. Сначала дождь капал редкими каплями, потом целыми струями и вот уже градины застучали по установленной палатке.

Град быстро прошел. Но двигаться дальше на сегодня не имело никого смысла. Решив остановиться здесь, мы только перенесли палатку на сухое место и поставили рядом вторую.

 Конец 18-го дня

Время – половина шестого вечера. Решив использовать оставшиеся до темноты часы, все перевернули своих алюмиевых коней и начали проверку. Неприятная находка огорчила всех, но особенно расстроился Борисыч – его багажник сломался с обеих сторон. В местах крепления к раме велосипеда, надломились дуги багажника, сразу над изгибом. С таким багажником ехать дальше нельзя. Заварить его здесь негде – кроме обещанной «секир башка» никаких инвазивных процедур здесь нам не светит. На фоне такой поломки обнаруженная Борисычем же очередная сломанная спица и ее замена остались незамеченными.

 Включив мозговой штурм, багажник ко всеобщей радости был починен – сломанные дуги шинированы гаечными ключами, примотанными к ним проволокой и закреплены сантехническими хомутами.

Во время ремонта к нам подъезжал парень на мотоцикле, однако под впечатлением от общения с местными, мы не стали поддерживать диалог. Постояв в сторонке, паренек быстро потерял к нам интерес и уехал.

За ужином, сидя в темноте у палаток, мы наблюдали, как вдали один за другим проплывали огни фар проезжающих по южной трассе машин. По нашим подсчетам до дороги отсюда не больше десяти километров. Но чувство расстояния здесь обманчиво, и мы не догадывались, что так просто из этой долины нам не выбраться.

 


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Монголия
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Антон Гольдберг