Монголия / Велотуризм | Спортивный туризм

1 - 25 августа 2013 г.
23 августа.
Авто: Цэцэрлэг – Хархорин – Улан-Батор

«Истана» прибыла в положенный час. При погрузке выяснилось, что багажник уже занят холодильником и коробками с какой-то бытовой техникой. На вопросы водитель, невысокого роста, худощавый человек, на вид около 30-ти лет, лишь скромно улыбался, тем самым подчеркивая незнание русского языка. Погрузились. Пришлось занять велосипедами половину салона.

Места для нас тоже хватило, можно было даже удобно развалиться, чтобы не устала спина от долгой поездки. На одном из сидений лежала массивная заколка для волос. Водитель, взяв ее в руки, жестами объяснил, что надо заехать за женой – стало быть, заколку он оставил здесь специально.

Заехали к нему домой. Из подъезда жилого дома вместо одной женщины вышло  две, и еще два ребенка – девочки на вид 3-х и 10-ти лет.

Когда все утрамбовались в салон, водитель с деловым видом протянул заколку жене, полной женщине, старше его на вид, усевшейся с маленькой девочкой на переднее сиденье. Та, с не менее серьезным видом спрятала ее в сумочку.

Так мы и выехали из Цэцэрлэга – в тесноте, да не в обиде.

До Хархорина доехали по асфальту.

Автобус несколько раз останавливался, подходили какие-то люди и забирали коробки с бытовой техникой.

В одном из поселков у дороги стояли дети, продающие какие-то молочные напитки в пластиковых бутылках. Водитель притормозил возле них, после чего его жна, не церемонясь отпила из нескольких бутылок, пощелкала языком и отдала деньги парнишке-торговцу. Интересно – если бы вкус ей не понравился, то, отхлебнув, она вернула бы бутылку назад. Допустим, мы решили бы прикупить кумыса у дороги – кто знает, сколько монголов отхлебнуло до нас из этой бутылки?

Автомобильный трафик на достаточно узкой дороге весьма оживленный.  Мы давно уже заметили, что на въезде в города стоят будки и дорога перекрыта шлагбаумом. Нас-то пропускали легко, а вот с автомобилей, оказывается, берут по 30 тугриков – что-то вроде дорожного сбора.

Хархорин. Монастырь.
«Хархорин (Каракорум) (монг. Хархорин) — город и сомон в центре Увэр-Хангайского аймака в Монголии. Население сомона 13 828 (1994), 13 964 (2000), 13 496 (2003), ок. 20 000 (2011). Население города Хархорин составляет ок. 15 тыс. человек (2011), площадь города составляет 20,5 км2 .

Хархорин находится примерно в 380 км юго-западнее города Улан-Батора, по дороге на Арвайхээр, на левом берегу реки Орхон.

Место расположения столицы монгольской империи времен чингисидов (ХIII–ХVI век), основанной в 1220 году Чингисханом и разрушенной во время нашествия войск китайской династий Мин в конце XIV века.»

На площади перед храмом много кафешек и магазинчиков с сувенирами. В одном из кафе мы позавтракали с небольшим недоразумением из-за языкового барьера, в результате которого половина из нас осталась голодной.

Хархорин. Монастырь.
Дальше было сильно затянувшееся посещение территории древнего буддистского храма – ключевого события нашего похода, по мнению руководителя. Борисыч, отчасти разделяющий повышенный интерес Андрея к буддизму в целом и этому храму в частности, отправился вместе с ним на самостоятельную экскурсию. Мы же с Диманом, как скучные и трезвомыслящие циники, прошлись по периметру каменного ограждения, посетили наравне с монахами служебный деревянный туалет и стали ждать куда-то запропастившихся парней. В ожидании мы вынужденно наблюдали за похожими на попугаев иностранцами, преимущественно европейцами, снующими вокруг в совершенно неприличном количестве.

Устав ждать на территории храма, мы вернулись на площадь к нашему автобусу, в котором уже собралась в ожидании нас вся семья водителя.

Наконец парни показались из ворот. Руководитель вынес с территории храма во фляжке землю, которую накопал под недоумевающими взглядами монахов.

За Хархорином из-за тотального ремонта дороги поехали по ужасной грунтовке, вроде той, по какой нас везли от Зэрэга до Алтая.

Всю дорогу в машине играла русская эстрада – Киркоров, Аллегрова, Леонтьев, Иванушки и другие подобные исполнители. Видимо, нам хотели сделать приятный сюрприз.

Диман созвонился с представителем компании Легенд-тур, через которую для нас в Улан-Баторе был заказан номер в гестхаусе. Потом пришлось перезванивать в сам отель, давать телефон в ухо водителю, в надежде, что он поймет адрес. Но уточнить адрес так и не получилось. Больше половины разговоров пришлось вести на английском – Диман, как обычно, не подвел.

Перед въездом в Улан-Батор наш водитель свернул на заправку и дал понять, что надо заправиться за наш счет, иначе в город он не заедет. Доплатили 50 тысяч.

В городе около часа ушло на заезд в какой-то двор и выгрузку холодильника – интересно, а если бы мы не доплатили, холодильник тоже не доехал бы до Улан-Батора?

Дальше были поиски гостиницы. Положились на память руководителя, утверждающего, что гестхаус находится почти напротив железнодорожного вокзала. Искали по принципу «здесь помню, там не помню». Поворачивать и разворачиваться в хаотичном потоке машин оказалось непростой задачей. С трудом, но гостиницу мы нашли.

Выгрузились. Автобус с дружной монгольской семьей укатил восвояси. Оказалось, что номер на сегодня забронировать не удалось – по плану мы должны были прибыть в город лишь завтра. Приветливый монгольский персонал, говорящий с нами по-английски, разрешил оставить велосипеды в гараже. Нам же посоветовали переночевать в другом отеле, в каком именно не сказали. Только предупредили, что во всех близлежащих отелях сильно высокие цены – по 60-70 тысяч тугриков за номер. Вроде как есть один – Window, где берут недорого.

В поисках рекомендованного отеля мы углубились в город. Руководитель вспомнил, что в прошлом году они останавливались в супердешевом отеле, находящемся в одной из квартир обычного жилого дома. В поисках этого дома мы прошагали несколько кварталов. Так ничего и не найдя, совсем обессилев, мы отужинали в уличном кафе и отправились обратно в привокзальный район.

Совершенно неожиданно нас окликнул по-английски высокий худощавый мужчина лет сорока, азиатской внешности, но на монгола не похожий. Я ответил, какой отель мы ищем, тоже по-английски.

- Русские, что ли? – обрадовался он.

Макс, как назвался наш провожатый – бывший военный, работает с голландцами, учился в России, сам из Казахстана. Он с радостью довел нас до нужного отеля, находящегося всего в 10 минутах ходьбы от гестхауса.

В отеле Window мы сняли 2 люксовых номера по 30 тысяч тугриков за каждый – судя по всему это самый дешевый отель как минимум в этом районе, а то и всем городе.