Монголия / Велотуризм | Спортивный туризм

Велопоход по западной Монголии

1 - 25 августа 2013 г.
17 августа. Семнадцатый день.
Их-Уул – Жаргалант – начало подъема в перевал Ороохын-даваа 70 километров. Набор высоты 494 метра. Спуск 398 метров. Средняя скорость 11.5км/ч. Старт в 10.30, финиш в 19.20. Время в движении 06.00

Утром облака быстро рассеялись. С прояснившегося неба засияло пока еще нежаркое солнце.

Время старта для нас уже почти традиционное –  в половине одиннадцатого.

Опять 'стиральная доска'
Дорога быстро высохла, только вот ямы никуда не делись – едем как по стиральной доске. Через 15 километров доехали до развилки. Надо принимать решение.

Направо – Цахир, прямо – Жаргалант. Через Жаргалант дорога короче на 40 километров. Трек в моем навигаторе в автоматическом режиме прокладывается только через Жаргалант, Цахира на гарминовской карте нет вовсе (он есть в навигаторе руководителя, но в силу ряда причин для навигации тот не используется). Однако руководитель в прошлом году уже проезжал через Жаргалант и в этом планировал пройти маршрут через Цахир – даже неожиданно прервавшийся трек был нарисован именно через этот поселок. Конечно, решение руководителя в походе должно приниматься беспрекословно…  И все же, логически помыслив, мы поехали через Жаргалант.

Через 3 километра подъехали к разрушенному мосту. На берегу стояла «Истана», пассажиры которой отдыхали от дороги поодаль. Неподалеку двое подвыпивших парней лет восемнадцати чинили мотоцикл.

Реку перешли вброд, чуть выше моста. Борисыч прошел, не снимая рюкзака с багажника, за ним перешел Андрей. Я переносил вещи по частям из-за боязни замочить аппаратуру. Когда я возвращался за рюкзаком, Борисыч с Андреем уже уехали. Лишь Диман остался меня дожидаться с включенной видеокамерой, на которую должен был снять мою переправу.

Когда я бросил взгляд на берег, до которого предстояло вернуться по воде, то был непрятно удивлен. Один из парней отвлекся от ремонта мотоцикла, взял мой рюкзак и начал раскачивать его, намереваясь бросить в воду, при этом он внимательно смотрел на меня. Я показал ему кулак и вошел в воду. Парень кинул рюкзак на землю и уселся на него. Перейдя реку, я подошел к наглому монголу, намереваясь забрать свой рюкзак. Однако парень не собирался вставать. Вместо этого он сделал выпад рукой, уткнув кулак мне в живот. При этом его лицо расплывалось в пьяной улыбке. Увидев мое лицо, он разжал кулак и протянул свою ладонь для рукопожатия и попытался сдавить мою. Я немного уступил ему, а потом изо всей силы сжал его ладонь в своей. Тут он явно обиделся, встал, и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы пожилой монгол не отделился от группы пассажиров автобуса и не отругал бы зарвавшегося парня.

Скорей всего я, несмотря на то, что с начала похода успел похудеть почти на 10 кило, вдарил бы ему в челюсть, парень бы упал. А потом нас бы догнала местная молодежь на мотоциклах или на лошадях и началось бы веселье. Оно понятно, что в чужой стране необходима максимальная терпимость и дипломатичность, но иногда этот так тяжело дается… И все же, будь мы все рядом – такой ситуации бы не возникло.

Диман в это время морально подавлял монгола, стоя на другом берегу реки, обкладывая его русскими матами.

Когда я переходил реку, парень начал кидать в нашу сторону камни.

При ревизии содержимого рюкзака обнаружилось повреждение одного из контактов солнечной батареи, что, к счастью, оказалось не особо критичным.

Пока ехали вдвоем с Диманом (Андрей с Борисычем ужехали уже совсем далеко), я пытался убедить его, да и себя тоже, что по одному человеку о всей нации не судят. Ну, попался нам один пьяный хулиган, но ведь сколько вокруг хороших людей?.. Вроде убедил.

Идем на Жаргалант.

На следующем броде догнали парней. Как быстро охладиться под палящим солнцем? Снять кепку и майку, намочить их в холодной воде и надеть, не отжимая. Надо лишь лишний раз взглянуть на небо, а то Диман один раз попался – только он вымочил всю одежду и напялил на себя, как солнце закрыло тучами, и подул холодный ветер. Бедняга аж посинел весь, но эмоций своих не проявил, разве что матюгнулся пару раз приглушенно.

Дорога на Жаргалант.
DSC_3577 [1280x768]
В Жаргалант въехали в обеденное время. Однако все кафе оказались закрыты – сегодня суббота. В единственном кафе-юрте на небольшой площади закончилось мясо. Вышедшая из этой юрты француженка разговорилась с Диманом на английском. Путешествует автостопом. Очень удивилась. Что у нас так мало вещей для почти автономного путешествия.

Потерпев неудачу с кафе, мы перекусили сухпаем на выезде из поселка, по деревом невдалеке от реки.

Обед под Жаргалантом.
Сразу после привала начался подъем. Борисыч с Андреем снова ушли в отрыв. Мы с Диманом опять вернулись к обсуждению гостеприимности монголов. И тут нам наперерез на мотоцикле пронесся пацан лет одиннадцати. Лицо его было перекошено от злости, пальцами левой руки он показывал козу, словно намереваясь выколоть нам глаза. При этом он что-то очень громко и злобно кричал по-монгольски. На этом мы решили оставить наши обсуждения радушия и гостеприимности монголов, обещанные нам руководителем в начале похода.

Дорога на перевал Ороохын-даваа
Тем временем подъем продолжался, перемежаясь мелкими «качелями». У Борисыча лопнула спица, отчего он сбросил скорость и поехал в конце.

Конец 17-го дня
Наконец вдали от юрт и дороги найдено место для стоянки. Расположились в низине, рядом за мелкими деревцами журчит ручей. Солнце давно зашло за горы. Температура стремительно падает до +5.