Цель на сегодня – выйти на дорогу до Цахира.
Собирались не спеша. Также не спеша поехали вдоль реки вверх по течению, высматривая место для переправы. Повсюду большие камни и воды по пояс.
Остановили «Истану». Спросили вышедшего из автомобиля мужика в камуфляже, как найти дорогу на Цахир. В ответ он сунул мне под нос удостоверение и достал пачку с билетами. Кое как объяснил нам, что билетов по 3000 тугриков нет, а есть по 300 для местных. Оторвал нам от пачки четыре билета, забрал 1200 тугриков и достал свой фотоаппарат, попросив сфотографироваться с ним. Про дорогу так и не объяснил, лишь махнул в сторону реки и видневшихся впереди домов. Подумав, что он покажет нам брод, мы поехали за ним.
Вскоре он остановился и махнул нам. Мы подъехали. На лице монгола отражались признаки чрезмерной мыслительной деятельности.
- По три тысяча нета, по триста есть. - он снова достал пачку билетов.
- Оба на! Да ты нам уже продал по билету.- достаю купленные только что билеты и показываю ему. Он думает, внимательно и долго смотрит на наши билеты, снова повторяет свою фразу и начинает отрывать от своей пачки один билет за другим.
- А в Тариате, у вулкана, нам опять билеты покупать? – спрашивает Андрей
- В Тариате не надо – эти купите, там они тоже действуют.
Пока он рвал билеты, вокруг нас собралось порядком народу – многие улыбались, некоторые открыто начали смеяться.
Наконец он оторвал от пачки сорок билетов и протянул нам. Пришлось отдать ему 12 тысяч тугриков (по 70 рублей с человека). Местные вокруг продолжали потешаться. Мысль, что нас накололи, переросла в уверенность.
Не переставая посмеиваться, один из мужиков верхом на коне отвел нас к переправе, где мы и перебрались на другой берег.
Загрузив велосипеды, мы покатили дальше в поисках дороги. 8 километров шли по степи по кочкам в поисках трека, с которого сошли еще утром из-за реки. Наконец отыскали в траве едва заметную колею, совпавшую с треком в навигаторе.
15 километров вверх с перерывом на обед на берегу наполовину высохшего ручья. Колея сменилась конной тропой, а затем и вовсе уперлась в песок.
Несколько сотен метров по песку, и впереди гора. И НИКАКОЙ дороги. Оставив велосипеды внизу, и поднявшись на гору, дороги впереди мы не обнаружили. А ведь трек проложен именно здесь.
Получается, что нарисованный трек не совпал с дорогой на местности. Оставалось либо идти дальше без дороги (а впереди судя по профилю высот нас ждал перевал похлеще вчерашнего, причем без дороги), либо возвращаться назад и продолжать путь по известным дорогам.
Решили возвращаться. Только переправляться через реку вблизи поселка на потеху местным жителям очень уж не хотелось – поехали по правому берегу.
Выехали из национального парка, устроили совет под указателем границы парка, разложив карты на траве. Дальнейший план таков – подъехать максимально близко к поселку Тэлмэн, перебраться через реку и выйти на Северную трассу. Маршрут удлинился на 100 километров, что, в принципе, не страшно – у нас еще есть несколько дней в запасе.
Собравшись с силами, покатили в сторону Тэлмэна, поддерживая среднюю скорость около 25 километров в час. Легковое такси, проехавшее нам навстречу, вселило надежду в наличие моста через реку.
Гонка до Тэлмэна продолжалась несколько часов. Встали в сумерках, под начинающимся дождем на размытом берегу реки, не доехав до поселка 13 километров.
Уже под дождем приезжал на мотоцикле мокрый монгол. Вблизи Тэлмэна моста нет – только брод.
Запись в дневнике: «…дождь идет второй час. Вода в реке поднимается, грозя подтопить палатку. Если верить навигатору, до ближайшей гостиницы 51 километр…».