Монголия / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Велопоход по западной Монголии

1 - 25 августа 2013 г.
11 августа. Одиннадцатый день. 
Река Темерт гол – перевал Ганцын даваа (2542м.) - Улиастай 57 километров. Набор высоты 698 метра. Спуск 927 метров. Средняя скорость 11.6 км/ч. Время в движении 4.51.

Утро 11-го дня.
Старт в 10.20. В качестве разминки сразу же перешли вброд через речку. 6 километров вдоль реки по дороге, похожей на качели – небольшие спуски чередуются с подъемами. На 7-м километре дорога ушла вправо, огибая горный хребет. Почти сразу за поворотом, по левую сторону от дороги заметили металлический щит на палке. На щите белела какая-то надпись. Подъехав ближе, мы не только прочли написанные мелом слова, но и сфотографировались на их фоне. «Сибиряки, если вы читаете эту надпись, вы – красавцы.»  было написано на непонятно зачем торчащем у дороги щите и подписано Кириллом.  Значит он, не испугавшись бездорожья, решил проехать здесь.

Записка от Кирилла.
Это не особо значимое, на первый взгляд, событие приподняло нам настроение и в начавшийся подъем по песку и ямам мы покатили довольно бодро. Слева, за рекой показался поселок Цагаанхайрхан.

Цагаанхайрхан
Песок...
Дальше пошел плавный подъем по рыхлой песчаной дороге. Под палящими лучами солнца избыток положительных эмоций быстро вылился из нас с потом, и набирать высоту мы продолжали в ровном расположении духа.

Слева от дороги, в долине реки появилась довольно высокая трава, стали встречаться одинокие деревья. Справа, между дорогой и горным хребтом основным растением оставалась верблюжья колючка.

Проехав через мост, ненадолго остановились у огороженных заборчиком двух ступ – некоего подобия православной часовни.

Долина реки.
Молиться перед перевалом не стали.
Сверху над нами пронзительно синее небо, справа зеленая речная долина, пестрящая огромным количеством пасущихся овец. Слева поднимаются каменистые горные склоны. А прямо перед нами обильно посыпанная камнями и размытая дождями грунтовая дорога, по которой мы продолжаем подъем. Градиент растет. Солнце жарит. От мысли, что впереди река, появляются дополнительные силы, и колеса крутятся чуть быстрее. Еще чуть-чуть и за поворотом мы услышим шум воды, бегущей с гор по каменистому руслу. Вот уже виднеется распадок и становится заметным небольшой мостик, через который проходит наша дорога. Уже почти слышен шум воды.

 Русло реки действительно заполнено камнями, а вот воды в нем нет.

Река высохла.
Пятиминутный отдых, и мы проезжаем по мостику над высохшим руслом реки. Начинается серпантин перевала, дорога все больше задирается вверх. Мы медленно растягиваемся по дороге. Я периодически останавливаюсь, делаю снимки, машу перед собой видеокамерой, из-за чего основательно отстаю от парней.

Ко мне с криком бегут дети.

Меня заметили.
А конфет-то и нету.
А конфет-то и нету
Наверно, хотят конфет, но только все, чем я могу их угостить – это теплая вода с регидроном из фляжки. Останавливаюсь, здороваюсь с детьми, навскидку делаю несколько снимков и еду дальше.

Взгляд назад.
Взгляд назад
Кстати, большинство дневных снимков, в педальное время, сделано именно навскидку. Поэтому в камере обычно выставлен приоритет диафрагмы, значение которой сдвигается с цифры 10 лишь при съемке крупноплановых портетов, а это бывает нечасто. Все остальные параметры стоят на автомате. Все снимается только в «раве», с последующей обработкой в «капче». Но все это будет меня волновать еще не скоро, а сейчас все мысли растворились в тяжелом дыхании и непроизвольном счете оборотов педалей.

Впереди, слева от дороги стоит несколько юрт, от которых к впереди едущим парням с лаем бежали собаки. Теперь, после того, как к нам прибежали дети, здоровенные псы просто сидят и наблюдают. Проезжаю юрты, дорога круто поворачивает вправо и делает большую петлю. Я вижу, как по ней в километре впереди, вернее вверху, медленно едет Диман.

Съезжаю с дороги и слезаю с велосипеда с твердым намерением срезать кажущуюся лишней петлю в пару километров. Меня догоняет мальчик на велике и машет руками, отговаривая съезжать с дороги. Я улыбаюсь ему, машу в ответ, и начинаю идти вперед. Лишь пройдя одну треть пути, я понял, что ошибся. Чтобы велосипед двигался вперед, приходилось наклоняться под 45 градусов к поверхности, по которой я пытался идти. Больше десяти шагов за раз я сделать не мог  - если верить ощущениям, то еще пара шагов и сердце могло выскочить через мой пересошхий рот и укатиться вниз, на дорогу. Во время передышек я один раз чуть было не сорвался вниз – груженый велосипед потянуло назад.

Даже не помню, как долго я «срезал» эти два километра. Когда я, наконец, выполз на дорогу, она показалась мне скоростным шоссе, хотя это чувство быстро прошло. За поворотом, который по моим расчетам должен был быть последним, показался еще один, за ним еще один. Приходилось следить, чтобы не угодить под колеса едущим сверху автомобилям.

И вот показалась арка, символизирующая вершину перевала. Под ней в ожидании меня расположились ребята. Вокруг расположенного вблизи арки Обо кружили монголы.

Вершина перевала Ганцын даваа (2542м.)
30 километров подъема в перевал я преодолел в 15.00, парни поднялись минут на двадцать раньше.

Проехав под аркой, я прислонил к ней велосипед и повалился на траву. Отдышавшись, огляделся. Впереди, далеко внизу, за самыми настоящими деревьями, словно на дне котловины виднелся город.

Подошли монголы, женщин почему-то особенно заинтересовал листок с высотным профилем маршрута, выглядывавший из нарульной сумки. И почему-то именно женщины проявили повышенный интерес к джипиэс навигатору. Наконец, уклонившись от предложения выпить водки, мы покатили вперед и вниз.

Если на подъеме при скорости 8 километров час покрытие дороги было терпимым, то при спуске со скоростью около 40 километров в час у меня возникли серьезные опасения в том, что велосипед выдержит такую тряску.

30 километров спуска и небольшой подъемчик, традиционного обозначенный Обо, за которым следовал еще один спуск, мы пронеслись на 1 час. В Улиастай въехали в 16.00.

Спуск с перевала в Улиастай.
Дорога на Улиастай.
Улиастай.
На въезде в город я поотстал, фотографируя окрестности. Пытаясь найти и догнать ребят, я обращал повышенное внимание на свист и крики группы людей, стоящих у бензоколонки. Оказалось, что зря - местные жители пытались сбить меня с толку, показывая руками в разные стороны, а когда поняли, что я не повелся на дезориентацию, с новой силой принялись кричать, свистеть и смеяться.

Ребят я нагнал у первого магазина. Борисыч прикупил яблок, все глотнули пепси, после чего поехали дальше в поисках кафе. На первом же перекрестке Димана жестко подрезал автомобиль, внутри которого светились счастьем смеющиеся монгольские лица.

Машин на дороге много, поведение их водителей нам показалось не совсем понятным. Вроде как автомобиль притормаживает, издает пару коротких сигналов – вроде как пропускает нас. Ан нет – как только мы оказываемся у него на пути, сразу набирает скорость и издает длинный громкий сигнал.

Кафе нашли не сразу – сегодня выходной день, большинство кафе и столовых закрыто. Сидя за столом в ожидании приготовления пищи все думали об одном. Солнце, жара и предстоящий сразу за городом набор высоты – по плану сегодня мы должны были ехать дальше. Но ведь у нас есть в запасе 3 дня, сэкономленных на участке Зэрэг – Алтай. И жара стояла такая, что не только ехать, но и выходить из кафе на улицу очень не хотелось.

В общем, сообща было решено остаться в городе, тем более, что в поисках кафе мы уже нашли недорогую гостиницу. В ней мы и остановились, сняв пятиместный номер с видом на тюремный двор за 40000 тугриков. Велосипеды поставили в гараж.

Улиастай был основан в начале 18-го века как город-крепость, несколько веков через него проходили все караванные тропы. Сейчас это центр Завханского аймака. В городе проживает около 26-ти с половиной тысяч жителей. В нем есть автомастерские, электростанция, типография, деревообрабатывающий завод, база строительных материалов, автобазы, торговый техникум, хореографическое училище, аэропорт, филиал Экономического института МонГу, филиал института иностранных языков "Орхон".

Конечно же, сгрузив вещи в номере и смыв с себя дорожную пыль, мы отправилсиь побродить по историческому городу. Напротив гостиницы на небольшой площади выставлена доска почета с монгольскими военными чинами, фото одного из которых показалось нам очень знакомым.

Ну очень похож.
Неподалеку на горе, возле буддистского храма построен сквер со скульптурами, священными ступами, и верандами с видом на город внизу.

DSC_3281 [1280x768]
Монголо-русская дружба
Вечер трудного дня.
Возвращались в номер уже в темноте, по пути зайдя в знакомое кафе и продегустировав за ужином отличное пиво «джалам хар».

В холле гостиницы по телевизору шел монгольский фильм – на экране мужик с пистолетом бегал по пустынной степи среди верблюжьих колючек. Переглянувшись, мы хмыкнули, чем вызвали на себя взгляды персонала. Каждый подумал о своем, и мы зашагали по лестнице в свой номер.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Монголия
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Антон Гольдберг