Монголия / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Велопоход по западной Монголии

1 - 25 августа 2013 г.
15 августа. Пятнадцатый день. 
Вело-пеше-горный день Долина реки Идэрийн гол, путь на Тосонцэгэл 47километров. Набор высоты 173 метров. Спуск 282 метра. Средняя скорость 11.1км/ч. Старт в 10.20, финиш в 16.50. Время в движении 4.11

Дождь шел всю ночь и не прекратился даже сейчас. Все вещи кроме палаток собраны. Мы сидим внутри палаток и ждем, когда барабанная трель дождевых капель по тенту хотя бы станет реже. Дождь прекращается в 9.30. на окончательные сборы уходит еще 50 минут.

Идэрийн-гол.
Утро 15-го дня
За ночь река разлилась и впереди, ниже по течению – там, где за холмом виднеются дома, находится брод. Только какой брод сегодня, когда уровень воды в реке поднялся минимум на метр? Да и холодно очень.

По степям в поисках брода.
Салун в степи.
Выходим на дорогу и катим по размытой грунтовке, сначала пытаясь объезжать многочисленные лужи, а потом просто катим прямо по ним, обдавая грязью себя и друг друга. Через пять километров дорога приблизилась к холмам и стала подниматься над долиной реки. Грунтовое покрытие сменилось мокрым песком, в котором стали увязать колеса.

Планируем максимально близко подобраться к реке и найти место для переправы. Через 20 километров дорога вплотную приближается к реке. Борисыч с Диманом взбираются на холм, чтобы высмотреть дорогу с высоты. Мы с Андреем едем к юрте, стоящей совсем близко к реке.

За сотню метров до юрты залаяли собаки. Мы остановились, дождались появления хозяев. Наконец те отозвали собак, и мы подъехали ближе.

Хозяева – несколько мужчин в халатах и девушка с мобильником, в который она кому-то рассказывала про нас. Я останавливаюсь на описании девушки с мобильником, потому что на время этого разговора нас резким жестом заставили замолчать и разрешили продолжить разговор лишь тогда, когда девушка завершила разговор.

Кое-как объяснили жестами, что мы ищем брод. В ответ один из мужчин махнул в сторону реки, покачал головой и провел себе ребром ладони по шее. Вот же, блин – а ведь трасса отсюда всего в паре километров, сразу за рекой!

Общение с этими людьми оставило неоднозначные впечатления – монголы отказались здороваться за руку, негативно отреагировали на фотоаппарат, да эта реакция на разговор девушки по мобильнику.

На прощание они показали юрту, потом на собак, схватили себя за шеи и сделали вид, будто вырывают из себя куски мяса. Ну да, мы знаем, что без хозяев подходить к юртам равносильно самоубийству – сторожевые собаки могут загрызть непрошеных гостей насмерть. В общем, спасибо за все и до свидания. Уезжаем обратно на дорогу, начиная волноваться из-за долгого отсутствия ребят.

Парни выехали на дорогу, объехав холм с другой стороны. Борисыч предложил махнуть по увиденной там дороге, но, посовещавшись, решено было ехать по накатанной дороге вблизи реки, служившей нам ориентиром. Проехавшие навстречу на мотоцикле люди подтвердили, что мост есть только в Тосонцэгэле, до которого по карте оставалось около сорока километров.

Тучи давно рассеялись, солнце жарило в полную силу. Есть на жаре не особенно хотелось, но пробитая спицей камера Борисыча быстро решила вопрос об остановке на обед.

Обед, совмещенный с ремонтом.
Только мы расположились у дороги, как от юрты неподалеку в нашу строну направились две фигуры. Молодые мужчина и девушка, больше похожие на отца и дочь, взявшись за руки, прошли мимо нас и начали подниматься на холм.

- Трахаться пошли.- провожая их взглядом, отвлекшись от ремонта, сказал Борисыч.

Однако монголы, поднявшись на холмик, сели на корточки и стали смотреть на нас. Просидели так минут пятнадцать, а потом, также взявшись за руки ушли назад к юрте.

- Все бы тебе трахаться, Борисыч. Люди кино смотреть приходили, ну или как в театр. Здесь же каждый новый человек – событие. А мы тут им вообще цирк устроили.- сказал то ли я, то ли Диман, сейчас уже и не вспомню.

Я нехотя доел суп, пытаясь спрятаться в тени кепки и рюкзака, протер миску пучком полыни, завернул посуду в пакет и убрал в сумку.

Ехать было легче, чем стоять или даже просто сидеть под палящим солнцем. Дорога по большей части шла вниз, лишь через 20 километров начался подъем. Одновременно с подъемом дорога свернула вправо. Река осталась слева, за холмом.

Направление на Тосонцэгэл
Мало помалу дорога превратилась в колею, которая вскоре сменилась конной тропой. Пару километров назад был поворот вправо, но возвращаться не хотелось. Определив направление (грунтовых дорог на карте нет) на Тосонцэгэл по навигатору, мы спешились и поползли вверх на холмы, толкая рядом с собой велосипеды. 

Перед спуском в очередную долину.
Взобравшись на вершину холма, внизу разглядели реку и дорогу, вроде бы идущую к поселку. Спустившись вниз, перешли вброд один из притоков реки и покатили по дороге, которая вдруг круто поползла в гору.

Решили обойти гору слева по прижиму вдоль обрыва.  В предгрозовом освещении долина внизу  окрасилась насыщенными цветами, с синим оттенком. Подул сильный ветер, невдалеке прогремел гром и сверкнула молния. Продолжать движение было бы глупостью.

Спускаемся вниз и ставим палатки у склона горы, вблизи деревьев и в пятидесяти метрах от притока реки. Так рано мы еще не вставали – 16.50. Сидим в палатках, слушаем дождь и ветер.

Грозовые сумерки сменяются вечерними. Прошел еще один день.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Антон Гольдберг