Монголия / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Велопоход по западной Монголии

1 - 25 августа 2013 г.
4 августа. Четвертый день. 
Озеро Толбо нуур – пос. Толбо – перевал (2641м.) – перевал Хашаат даваа (2500м.) – пос. Баян-Энгер – река Барун гол 79 километров. Средняя скорость 11.6 км/час. Время в движении 6.34. Набор высоты 654 метров.

К четвертому дню сформировался график пробуждения участников похода. Первым, около 7-ми утра, обычно просыпался, но из палатки не выползал, руководитель. В 7.20 просыпался я и сразу вылезал наружу, стараясь не особо потревожить Борисыча. Следом вылезал руководитель. Третьим выползал Дмитрий – он бы и рад еще поспать, но руководитель в тесноте своей маленькой палатки безнадежно его будил. Борисыч просыпался и выходил из нашей просторной  палатки последним, около 8-ми.

Именно так  и в это же время произошла и сегодняшняя побудка.

К утру ветер стих, озеро успокоилось. Вода у берега оказалась довольно чистой, поэтому утреннюю кашу и чай готовили на ней.

Начало 4-го дня Начало 4-го дня
Монгол ралли Монгол ралли
Дорога на поселок Толбо. Дорога на поселок Толбо.
Подъем в перевал. Подъем в перевал.

Старт в 9.30. дорога плохая – промоины и крупный щебень. Сидеть в седле через час езды по такой дороге становилось ощутимо больно.

Увидели первую легковушку с европейскими номерами с надписью «Монгол ралли». Обгоняя нас, водитель притормозил и лениво помахал нам рукой.

Через 15 километров показался поселок Толбо. Дорога повернула влево, оставив поселок в стороне от нас. Запасы воды и продуктов позволяли не заезжать в Толбо в поисках магазина.

Сразу за поселком начался подъем в первый за сегодня безымянный перевал. Переднее колесо, утяжеленное сумками на вилке, то и дело зарывалось в песок. Через несколько витков дорога вывела нас в короткую долину. Слева от дороги стоят несколько казахских домиков с кучей кизяков вместо поленницы. Справа, у реки, парень с орлом, привязанным веревкой за лапу к шесту. Увидев, как Андрей достает фотоаппарат, парень тут же потребовал пять тугриков за фотографию орла. Послали его подальше. Мимо проехала вторая машина «монгол ралли».

Поленница по-монгольски Поленница по-монгольски
Впереди подъем к самой высокой точке маршрута. Впереди подъем к самой высокой точке маршрута.
Ползком на перевал. Ползком на перевал.
Велопешком. Велопешком.

Сразу за мостом свернули влево, к берегу небольшой реки. Небо давно очистилось, и солнце ощутимо припекало – холодная вода в реке показалась очень кстати. Тут же и отобедали горячим супчиком.

Дальше нас ждало продолжение подъема в перевал, верхняя точка которого обещала стать наивысшей точкой нашего маршрута. На первом витке возле нас остановился старенький ситроен, из которого вышел седой итальянец и, улыбаясь, пощелкал нас фотоаппаратом. Он тоже участник ралли, только едет один и без груза.

Последние несколько десятков метров подъема я и Андрей прошли пешком. В прошлом году, в Киргизии, скажу я вам, толкать пешком мой велосипед было значительно легче – теперь к общему весу добавилось 12 литров воды в рюкзаке.

Вид с вершины перевала. Вид с вершины перевала.
На высоте 2641 На высоте 2641
Монгол ралли. Монгол ралли.
Монгол Ралли. Монгол Ралли.
Высокогорная долина Высокогорная долина
Высокогорное пастбище Высокогорное пастбище

Наконец мы на вершине. Если верить навигатору, высота 2641 метр. Отдышавшись, делаю несколько снимков и снимаю на видео проезжающий мимо нас караван машин участников «монгол ралли». Машем им руками. Европейцы нехотя машут в ответ.

Отдохнув, догоняем Борисыча с Диманом, одеваемся потеплее и начинаем спуск. Дорога петляет по высокогорной долине. Вдали виднеются юрты и пасущиеся стада.

Обогнув горную гряду, дорога спускается к озеру. Впереди кто-то машет руками и что-то кричит. Оба-на – это же наш знакомый итальянец. Подъезжает «истана» с монголами, те беседуют с итальянцем, который показывает вперед. После чего микроавтобус едет в указанном направлении. И мы едем туда же, несмотря на то, что более накатанная дорога уходит вправо, через неглубокий брод.

Первый брод. Первый брод.

Оказалось, что итальянец, пытаясь проехать через, как ему показалось, несложный брод, надежно засадил свой ситроен в грязь. Монголы потолкали его и перестали. В итоге спасли участника юбилейного, 10-го по счету «Монгол ралли» велотуристы из Новокузнецка.  Извлекать из грязи автомобиль оказалось непросто – испуганный перспективой остаться наедине с застрявшей хрен знает где машиной, итальянец жал на все педали сразу и крутил руль куда попало. Позже, уже спасенный, он мешал нам готовиться к переходу через брод – все лез обниматься и чего-то тараторил.

Речка была небольшой, шириной всего-то в пару метров. Но илистое дно и глубина до середины моего бедра не дали нам расслабиться.

Перебравшись через брод, закрепили на велосипедах рюкзаки и сумки и выехали на дорогу. Мимо пронесся, проехавший по первому броду, итальянец – он продолжал радоваться и махать руками.

На спуске с перевала Хашаат Даваа. На спуске с перевала Хашаат Даваа.
Спуск с перевала Хашаат Даваа. Спуск с перевала Хашаат Даваа.
Подъезжаем к поселку Баян-Энгер Подъезжаем к поселку Баян-Энгер

Солнце скрылось за тучами, подул ветер. Холодные капли дождя сменились градом. Парни рванули вперед, на второй за сегодня перевал, гоня перед собой стадо верблюдов.

Через 7 километров подъема и сорок минут я был на вершине. Андрюха, дожидаясь меня, общался с местными. Через перевал Хашаат- даваа проходит граница между аймагами, так что, начав спуск, мы оказались в Ховд аймаге.

Проехав километр, пришлось остановиться и одеться потеплей – температура едва достигала плюс пяти.

20 километров спуска слетели, не крутя педали и съежившись от холода. В конце спуска дорога повернула налево, через поселок Баян-Энгер, где мы остановились у облупившегося здания с вывеской «Цайны Газар». Оказалось, остановились не зря – это была кафешка. Внутри помещение для посетителей походило на большую комнату, у стен стояло несколько домашних кроватей с сетками, на которых лежали ожидающие заказа посетители. Возле кроватей стояли столы и скамьи вместо стульев.

Я уселся на кровать, отодвинув спящего кота, парни расселись по скамьям. Заказали бузы (по-нашему манты) и большой термос цая. Процес заказа стоил того, чтобы снять его на видео – азбука жестов и рисунки в блокноте, похожие на наскальную живопись, и нам оставалось рассесться по местам в ожидании ужина. Готовой еды здесь не держат, поэтому ждать пришлось около часа, пока налепили и приготовили наши буузы. Потом все слупили в пять минут и заказали еще. За соседний стол уселись знакомые нам по границе казахи. Приятно встретить знакомых.

В ожидании и поглощении еды провели в кафе около 2-х часов. На улицу вышли уже в темноте. Включив фонари, отъехали от поселка 3 километра и в 21.20 встали под обрывом, по которому проходила дорога, на берегу реки Барун-гол. 


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Монголия
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Антон Гольдберг