Монголия / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Велопоход по западной Монголии

1 - 25 августа 2013 г.
12 августа. Двенадцатый день. 
Улиастай – перевал Загастайн даваа (2500м.) 50 километров. Набор высоты 660 метра. Спуск 178 метров. Средняя скорость 10 км/ч. Время в движении 4.54.

Есть у ночевок в городских гостиницах один недостаток, а может быть и преимущество – следующий день всегда превращается в полудневку. То есть выезд на маршрут обычно происходит не раньше полудня, а то и позже.

Так и сегодня – неспешный завтрак в кафе, закупка продуктов, затянувшаяся попытка Димана снять деньги с карточки в Хан банке, так и не увенчавшаяся успехом.

Закупка в Улиастае.
Аптека
Аптека
Немного времени сэкономили на поисках интернет-кафе – парень лет двадцати, хорошо говорящий по-русски, не только показал нам дорогу, но и довел прямо до места, прервав свои дела в банке. Надо сказать, что интернет-кафе пользуются популярностью – заняты почти все компьютеры. Молодежь поголовно висит в фэйсбуке. Не исключено, что выделенных линий здесь нет, а скорость домашнего интернета с usb модема оставляет желать лучшего – вот и зависают местные юзеры в таких вот «кафешках».

Интернет.
Затем в офисе «мобиком» была решена проблема с сим-картой. Ну а потом, откушавши мороженого под жаркими лучами полуденного солнца, я прочувствовал, насколько же неохота сейчас залезать на велосипед и переть на нем в очередной перевал. Но куда деваться – ехать-то надо.

Андрей с Борисычем отправились в городской музей, а остальные побежали в гостиницу, дабы воспользоваться музейным временем и вздремнуть пару десятков минут. Однако сна не получилось – в музее вырубили свет, и наши друзья вернулись, так и не узнав всей правды об истории города, который нам было суждено вскоре покинуть.

Собирая вещи, из окна номера наблюдали за процессом общения родственников заключенных, обступивших забор с колючей проволокой, с людьми в погонах. Из нашего окна отличн просматривался значительная часть тюремного двора, а расстояние до забора с колючей проволокой было не больше двадцати метров. Люди подъезжали на машинах или подходили пешком и кучковались у забора в надежде передать посылки внутрь. Фотографировать этот вид из окна я не стал.

В 13.00 велосипеды были извлечены из гаража, загружены рюкзаками, и мы покатили в направлении кафе. Тут выяснилось, что у меня на заднем колесе лопнула спица, причем со стороны кассеты. Без спицы под большим грузом колесо приобрело форму такой восьмерки, что ехать дальше без ремонта явно не стоило.

У дверей кафе, пока готовился наш обед, я с помощью Димана снял кассету, заменил спицу и выправил «восьмерку», насколько ее можно было выправить наспех. В процессе ремонта подходили разные люди, разговаривали, иногда по-русски. Они  хвалили себя и подбадривали нас – в общем, развлекались, как и положено  местным аборигенам, среди скучной повседневности повстречавшим иноземцев.

Покидаем Улиастай.
Выехали из города в 14.30. Солнце продолжало набирать силу, поджаривая нас сквозь тучи пыли, в которых мы выезжали из города по строящейся дороге. То и дело приходилось объезжать кучи гравия и песка, съезжая с дороги и поднимаясь-спускаясь с абсолютно ненужных горок. Проносящиеся мимо грузовики с китайскими рабочими за рулем засыпали нас клубами пыли. Интересно, сколько сотен или тысяч китайцев сейчас участвует в дорожном строительстве в Монголии, где, похоже, дороги решили  построить все и разом?

Через 10 километров свернули направо, к речке, куда не долетала дорожная пыль. Отдышались, помочили ноги в холодной воде и снова двинули вперед. Насколько было возможно, ехать старались по грунтовкам, накатанным параллельно разбитой гравийной трассе, которую готовили под асфальт – так было мягче ехать, легче дышать и меньше шансов попасть под колеса китайского  грузовика.

Подъем в перевал Загастайн даваа
Самый красивый як.
Подъем в перевал, начавшийся сразу за городом, стал заметен километров через 15 пути. Он все тянулся и тянулся, подтверждая определение монгольских перевалов как одних из самых длинных в мире.

Дорога в перевал Загастайн даваа
Река осталась справа внизу. Появились первые перевальные петли. Слева от дороги высятся курганы, у подножия заваленные множеством камней. Если присмотреться, можно заметить небольшие кучки из камней, выделяющиеся на общем фоне. По-видимому, это и есть местных захоронения умерших монголов. За время нашего путешествия мы ни разу не видели монгольских кладбищ, за исключением мусульманских на территории, заселенной казахами. Как рассказывал Андрей, в прошлом году на их вопросы местным жителям про кладбища, никаких вразумительных ответов получено не было – монголы просто не понимали, о чем идет речь. Вспомнился фильм «Урга».

Во время подъема случилось чудо – отстал Борисыч. Оказалось, что у него спустило переднее колесо.

В свете заходящего солнца на небе появились первые облака. На перевальных поворотах дорога проложена вплотную  к горе, справа обрыв, под которым блестит узкая полоска реки.

Сумерки сгущаются, и как-то сразу становится темно. Температура быстро снижается с 31 градуса до плюс 9-ти. Конечно же, ни о каком спуске с перевала сегодня речи быть не может.

Последний перевальный взлет беру пешком почти в темноте. Время 20.00. Место для лагеря выбрано левее и выше дороги так, чтобы палатки стояли как можно менее заметно, хотя какая разница – уже совсем темно.

Пока ставили палатки, температура опустилась до 4-х градусов.

На ужин только чай из привезенной с собой воды и печенье. Это ночевка обещает стать самой высокой на маршруте.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Антон Гольдберг