Монголия / Велотуризм | Спортивный туризм

Велопоход по западной Монголии

1 - 25 августа 2013 г.
13 августа. Тринадцатый день.
Перевал Загастайн даваа – Идэр – перевал Бохон Шарын даваа (2090м) 67 километров. Набор высоты 288 метров. Спуск 913 метров. Средняя скорость 13 км/ч. Старт в 10.00, финиш в 19.20. Время в движении 5 часов.

Утро 13-го дня на перевале Загастайн даваа (2500м.)
Когда солнце взошло над горами, открылся вид на зеленые холмы далеко внизу и несколько витков уходящей вниз и вдаль дороги, по которой нам предстоял спуск с перевала.

Нам туда.
Довольно ветрено, и, несмотря на яркое солнце, достаточно прохладно.

Вида с перевала
Мастер класс по смазке цепи.
Выехали в 10 утра. 16 километров серпантинного спуска по гравийке пролетели незаметно. Опять много объездов из-за строительства.

Снова 'стиральная доска'
Пейзажи вдоль дороги.
До поворота на поселок Идэр осталось меньше 5 километров. Слева показалась «Цайны Газар» - единогласно решаем перекусить. Тормозим у кафешки. У меня зависает видеокамера. Перезагрузка не помогает – карта памяти перестала определяться, а ведь на ней весь наш поход с первого и до сегодняшнего дня. Вставляю новую карту – камера оживает. Извлеченная из гопрошки карточка не определяется ни одним из наших телефонов. Делаю глубокий вдох, затем выдох и начинаю относиться к возможной утрате философски, дескать, ну и хрен с ним.

Еды в кафе не оказалось – трогаем дальше. Через сотню метров парни вздрагивают от звука выстрела. Звук мне знакомый, тем более, что за ним следует громкое шипение и ругань Борисыча. Не было еще такого похода, чтоб у Борисыча не протерлась и не лопнула покрышка на колесе.

Пока ставится запаска, делаю несколько безуспешных попыток загрузить глючную карту в телефон, после чего волевым усилием снова восстанавливаю душевное равновесие.

Небольшой брод, и мы катим по грунтовке, отдаляясь от строящейся пыльной трассы. За небольшим подъемом она и вовсе исчезает из вида. Вокруг совсем не по-нашему стрекочет саранча. В воздухе разливается запах травы, пригретой солнцем. Дорога вверх.

Грунтовка на Идэр.
Тучи нагоняют.
Только что светило яркое солнце, и вот уже нас не спеша нагоняет большая серая туча. Останавливаемся, чтобы зачехлить рюкзаки и одеться. Первые капли стучат по капюшонам и струятся ручейками по дороге. Мы на вершине холма. Впереди внизу виднеется поселок. Парни слетают вниз. Я немного задерживаюсь из-за съемки. Встречаемся у въезда в поселок. Дождь усиливается. С места стоянки проехали 30 километров.

Идэр.
Кафе закрыто. Покрутившись по улице, наконец находим, где можно перекусить. Этим местом оказывается то самое закрытое кафе. Нас заводят в него со двора, размещают в одной из комнат, мы заказываем термос цая, буузы и цуйван (лапшу с мясом), после чего хозяева выходят, закрыв нас на замок.

А за окном ручьи воды поливают с крыши, лужи на дороге на глазах растут и растекаются. Пусть мы и заперты на замок, но здесь тепло и сухо, а если повезет, то нас еще и накормят.

Еду принесли через час. Еще час ушел на то, чтобы все съесть. Мы давно уже планировали прекратить  объедаться местной пищей, но и в этот раз из этой затеи ничего не вышло – снова обожрались. Пожалуй, сегодняшний обед был одним из самых вкусных.

Когда мы, сытые и довольные вышли во двор, оказалось, что у руководителя насквозь промок чехол на рулевой сумке, в чем он убедился, достав из нее мокрый фотоаппарат. Настроение Андрея тут же сравнялось по цвету с тучей, еще совсем недавно застилавшей небо.

DSC_3348 [1280x768]
Закупили в магазине воды, печенья и конфет. Пока сгружали купленное в рюкзаки, вышел продавец, стали подходить любопытствующие люди. Мы первые велотуристы, побывавшие в этом поселке. Сознавать это было приятно, но все спокойней вздохнули, когда последние дома остались далеко позади.

Болотистая долина реки.
Дорога снова повернула вправо, между холмами выведя нас в следующую долину. Руководитель не удержался и попытался включить не просохший еще фотоаппарат, после чего совсем расстроился и ушел в себя, все разговоры сводя к своему  сломанному фотоаппарату. Чуть не заразившись андрюхиным настроением, я было с печалью подумал про умершую карту памяти и утерянные бесценные кадры, но вовремя прервал себя громкой мыслью «Да ну на хрен!», обогнал парней и ушел в отрыв, выставив перед собой видеокамеру и разогнав подростковое стадо  овец.

Кстати сказать, ни одно из встреченных нами стад не было смешанным – либо козы, либо овцы. Мало того, стада были либо детскими, либо взрослыми.

Трое.
Дорога по долине казалась бесконечной. Справа от нас один холм сменял другой, слева тянулась болотистая степь с речкой посередине, за которой белели редкие юрты.

Все вокруг начало окрашиваться в теплые предзакатные цвета. А дорога все тянулась и тянулась, плавно поднимаясь вверх. На вершине небольшого перевала парни поводили традиционные хороводы вокруг Обо. Интересно, что даже у такого перевальчика есть свое название - Бохон Шарын даваа.

Перевал Бохон Шарын даваа (2090м)
Спуск в долину реки Идэрийн-гол
Быстрый спуск в долину реки Идэрийн-гол, во время которого из-за заносов на песке некоторые из нас чуть было не навернулось на полной скорости, несколько водных переправ по перекатам. Место для лагеря выбрано, не доходя до основного русла реки.

Один из притоков Идэрийн-гол.
На берегу.
Приглашение на завтрак.
На грузовичке подъехали монголы. Пообщались. Назавтра нас пригласили на завтрак – жаль, что это нам не по пути.

Через тот же перекат, что и мы, переправился парнишка на лошади, помахал нам издалека и поскакал дальше по каким-то своим делам, как будто таких, как мы, он наблюдает здесь чуть ли не ежедневно.

Позируют с удовольствием.
Следом за ними приехали монголы на мотоцикле – молодой мужчина в ковбойской шляпе и пожилая женщина. Постояли рядом, не надоедая своим присутствием.  Они молча посмотрели на нас, разрешили себя сфотографировать и уехали, улыбнувшись и помахав нам руками на прощание. Я в очередной раз удивился безграничному чувству собственного достоинства этих людей – пожалуй, одного из главных отличий этого народа от других, да и от нас тоже.

Закат.
Солнце давно уже скрылось за холмами, но в его мягких лучах поверхность реки еще долго блестела, словно большое переливающееся темное зеркало. И вот свет померк, вода стала черной, небо ненадолго посинело, а потом тоже почернело, усыпавшись  множеством ярких звезд.

Палатки давно поставлены, ужин приготовлен и съеден. Рядом шумит река.